Потребители по-прежнему не готовы идти на уступки, требуя отказаться от этой идеи.
МОСКВА, 12 марта (BigpowerNews) Минэкономики поддержало позицию Минэнерго
и «Россетей» о необходимости дифференциации единого тарифа ФСК (управляет
магистральными сетями), следует из письма нового главы ведомства Максима
Решетникова вице-премьеру Юрию Борисову от 5 марта, сообщает «Коммерсант»,
который располагает копией документа.
Ранее Минэнерго предлагало повысить тариф для прямых потребителей ФСК на
100% за три года. Прежде Минэкономики выступало против этого, но теперь, по
данным газеты, предлагает лишь сделать рост тарифа для прямых потребителей ФСК
более плавным, растянув его на пять лет, а для новых потребителей, уже
принявших решение о присоединении к сетям ФСК,— на семь.
Сейчас единый тариф на услуги по передаче для потребителей единой энергосети
(ЕНЭС) составляет 0,32 руб. за 1 кВт•ч против 3,3 руб. за
1 кВт•ч на уровне «Высокое напряжение» (ВН) в распредсетях.
Таким образом, по расчетам Минэнерго, тариф для прямых потребителей ФСК
вырастет примерно до 2,93 руб. за 1 кВт•ч, на уровне ВН снизится до
3,1 руб. за 1 кВт•ч. Пороговое значение цены на электроэнергию, при
котором становится выгодным строить собственную генерацию, по оценкам
Минэнерго, составляет 3,11 руб. за 1 кВт•ч.
Идея уже была одобрена бывшим вице-премьером Дмитрием Козаком. Но после
прихода нового профильного вице-премьера Юрия Борисова все решения Дмитрия
Козака ушли на пересмотр. При этом, пишет «Коммерсант», в письме господина
Решетникова не приводится оценка влияния законопроекта на экономическое
развитие, бюджетные организации и потребителей распредсетевого комплекса, а
также не указаны меры по снижению объема перекрестного субсидирования, как
ранее поручал Юрий Борисов. Минэкономики ограничилось только изложением позиций
компаний, которые приводятся в протоколах совещаний в министерстве от 20 и 28
февраля.
Так, по оценкам «Роснефти», которые приводит издание, за последние три
года электроэнергия подорожала на 31%, а стоимость выработки блок-станций
компании не изменилась. При повышении тарифа ФСК компании будет выгоднее
строить собственную генерацию, а уже имеющиеся блок-станции выводить из ЕНЭС.
По подсчетам «Русала», при дифференциации тарифа расходы компании вырастут
на 12 млрд рублей, компании придется отказаться от строительства
Тайшетского завода и рассмотреть консервацию «менее рентабельных
производств». НЛМК прогнозирует рост конечной цены электроэнергии для
компании на 30–40%, что «делает нерентабельными уже совершенные инвестиции,
приводит к снижению экспорта и налоговых платежей». НЛМК подчеркивает: за
десять лет стоимость электроэнергии для заводов компании в РФ выросла втрое, а
цены в США упали на 26%. В результате липецкий завод НЛМК платит за энергию
больше, чем заводы в Индиане и Пенсильвании.
По информации «Коммерсанта», «Сообщество потребителей энергии» письмом от 6
марта вовсе попросило вице-премьера Юрия Борисова вернуть доклад Минэкономики
на доработку, поскольку в нем не отражена позиция бизнеса. В ассоциации
отмечают, что при росте тарифа ФСК в среднем в 2,3 раза за три года
конечная цена электроэнергии для потребителей магистральных сетей в среднем
вырастет на 26,3%. В результате промышленное производство потребителей ФСК
может снизиться на 50–60 млрд рублей в год, а отчисления налога на прибыль
— на 5–12 млрд рублей.
Против инициативы продолжает выступать ФАС, полагающая, что в отдельных
регионах тариф для прямых потребителей может вырасти в четыре-пять раз. В
службе считают, что снижения тарифов для малого и среднего бизнеса не
произойдет из-за выпадающих доходов у сетевых организаций, которые, как
правило, компенсируются за счет тарифа. Как следует из протокола совещания,
отмечает «Коммерсант», и «Россети» не ожидают снижения тарифов для
распредсетей, предлагая вместо этого направить средства на свою
инвестпрограмму. В компании газете пояснили: речь идет об отдельных регионах,
где ожидается небольшое снижение тарифа. При этом в среднем тариф по оценке
«Россетей» должен упасть на 6%, а в части регионов — до 10%. «С учетом
разнородной динамики «Россети» предлагают в целях улучшения инвестиционного
климата в отдельных субъектах РФ рассмотреть возможность направления
высвобождающихся средств на развитие существующей инфраструктуры»,— подчеркнули
в компании. Так, в регионах, где существуют сетевые ограничения, модернизация
сети необходима прежде всего для развития бизнеса в регионах, в том числе
малого и среднего, утверждают в «Россетях». Частичное распределение
перекрестного субсидирования на потребителей магистральной сети позволит
распределительным сетевым компаниям это сделать без дополнительного роста
тарифа, что также положительно скажется на экономике регионов, по мнению
«Россетей».