МОСКВА, 8 июня (BigpowerNews) – Госдума РФ на заседании 7 июня приняла в
3−ем, окончательном чтении,законопроект «О внесении изменений в Федеральный закон
Об электроэнергетике, направленный на уточнение понятийного аппарата
ФЗ Об электроэнергетике, совершенствования порядка взаимодействия субъектов
электроэнергетики и потребителей электроэнергии, а также унификации по итогам
сложившейся практики отдельных положений ФЗ Об электроэнергетике.
В частности, законопроектом предлагается:
уточнить определения понятий оперативно-технологическое управление,
оперативно-диспетчерское управление в электроэнергетике, установленная
генерирующая мощность, рабочая генерирующая мощность;
исключить устаревшее понятие веерное отключение, а также
неиспользуемое понятие максимально доступная генерирующая мощность.
Кроме того, законопроектом предлагается отдельные положения ФЗ
Об электроэнергетике унифицировать с учетом сложившейся практики
регулирования отрасли.
Так, требование о заключении договора оказания услуг по
оперативно-диспетчерскому управлению (ОДУ) до заключения договора оказания
услуг по передаче электроэнергии предлагается исключить, как усложняющее
порядок заключения договора с сетевыми организациями для субъектов
электроэнергетики и потребителей, не являющихся плательщиками за услуги по
оперативно-диспетчерскому управлению.
Также законопроектом предлагается исключить не применяемые на практике
нормы об участии уполномоченного федерального органа исполнительной власти
в соглашениях о взаимодействии, заключаемых системным оператором
с организацией по управлению единой национальной (общероссийской)
электрической сетью (далее ЕНЭС) и организациями коммерческой
инфраструктуры.
Положение ФЗ Об электроэнергетике, предусматривающее осуществление
Системным оператором контроля за реализацией инвестпрограмм генерирующих
компаний предлагается исключить. Как указывается в пояснительном записке к
законопроекту, «своевременная и надлежащая реализация генерирующими компаниями
инвестпроектов по строительству (реконструкции модернизации) генерирующих
объектов эффективно обеспечивается предусмотренными Правилами ОРЭМ механизмами
участия в конкурентных отборах мощности, заключения договоров о предоставлении
мощности на оптовый рынок, аттестации генерирующего оборудования и применения
штрафных экономических санкций в случае неисполнения или ненадлежащего
исполнения генерирующими компаниями обязательств по поставке мощности на
оптовый рынок». В связи с этим, заключается в записке, «выполнения для этих
целей каких-либо контрольных мероприятий со стороны системного оператора не
требуется».
Законопроектом также предлагается конкретизировать положение ФЗ Об
электроэнергетике, устанавливающее основания для применения графиков
аварийного ограничения режима потребления и использования противоаварийной
автоматики.
Полномочия Правительства РФ и уполномоченных им федеральных органов
исполнительной власти (ФОИВ) предлагается уточнить по результатам их
правоприменения. В частности, предлагается устранить внутренние противоречия в
полномочиях кабмина и уполномоченных им федеральных органов исполнительной
власти по установлению порядка технологического присоединения.
Также в рамках перевода госуслуги по утверждению нормативов создания запасов
топлива при производстве электро энергии, а также нормативов запасов топлива на
источниках тепловой энергии при производстве электрической и тепловой энергии в
режиме комбинированной выработки с установленной мощностью производства
электроэнергии 25 МВт и более на проактивный уровень (по факту наступления
события, а не по факту поступления заявления) перечень полномочий правительства
и уполномоченных им ФОИВов предлагается дополнить установлением порядка
утверждения нормативов запасов топлива.
Положения ФЗ Об электроэнергетике о применении технических регламентов,
устанавливающих обязательные требования к обеспечению надежности и
безопасности электроэнергетических систем, объектов электроэнергетики и
качеству электрической энергии, приведены в соответствие с пунктом 4
статьи 1 ФЗ О техническом регулировании, исключившим
соответствующие требования из сферы действия системы технического
регулирования.
Законопроект закрепляет основные принципы распределения функций,
обязанностей и ответственности между субъектами ОДУ, иными субъектами
электроэнергетики и потребителями электроэнергии за обеспечение надежности
энергосистемы и качества электрической энергии.
Кроме того, законопроектом предусмотрено наряду с требованиями
к обеспечению надежности электроэнергетических систем, надежности
и безопасности объектов электроэнергетики и энергопринимающих установок
установление требований к обеспечению качества электрической энергии.
Как говорят разработчики документа, «предусмотренные законопроектом
изменения в ФЗ Об электроэнергетике соответствуют принципам реализации
механизма регуляторной гильотины и учитывают современную систему нормативного
регулирования, формируемую в отрасли».
Также законопроектом предлагается установить размер законной неустойки за
просрочку оплаты услуг по оперативно-диспетчерскому управлению в размере одной
стотридцатой ключевой ставки ЦБ.