МОСКВА, 9 июня (BigpowerNews) Совет федерации
РФ на заседании 8 июня одобрил
законопроект
«О внесении изменений в Федеральный закон «Об
электроэнергетике», направленный на уточнение понятийного аппарата
ФЗ «Об электроэнергетике», совершенствования порядка взаимодействия
субъектов электроэнергетики и потребителей электроэнергии, а также
унификации по итогам сложившейся практики отдельных положений ФЗ «Об
электроэнергетике».
Госдума РФ приняла документ в 3−ем, окончательном чтении, днем ранее, 7
июня.
Как поясняют в Минэнерго РФ, закон упрощает взаимодействие субъектов в части
технологического функционирования электроэнергетики, а также в части
перспективного развития энергосистем.
«Закон предполагает исключение не функционирующих механизмов регулирования в
электроэнергетике. В частности, основные изменения касаются совершенствования и
уточнения понятийного аппарата, порядка взаимодействия субъектов
электроэнергетики и потребителей электрической энергии, в том числе по вопросам
качества электрической энергии. Кроме того, ко второму чтению законопроект был
дополнен важнейшими для отрасли и регионов положениями по порядку
проектирования и планирования перспективного развития ЕЭС России и
технологически изолированных систем», – рассказала статс-секретарь
замминистра энергетики Анастасия Бондаренко, слова которой приводит
пресс-служба Минэнерго.
В министерстве отдельно отмечают, что закон направлен на оптимизацию перечня
документов перспективного развития электроэнергетики, в том числе генеральной
схемы размещения объектов электроэнергетики и программы развития
электроэнергетических систем России. Также на уровне закона закрепляются
требования к разработке этих документов, принципы распределения функций между
субъектами оперативно-диспетчерского управления (ОДУ), компаниями и
потребителями, исключается требование о заключении договора оказания услуг по
ОДУ до заключения договора по передаче электрической энергии.
«Это упростит порядок заключения договора с сетевыми организациями для
компаний и потребителей, не являющихся плательщиками за услуги по
диспетчерскому управлению. Помимо этого, будет предусмотрена процедура
согласования технических решений и мероприятий, направленных на обеспечение
надёжного функционирования энергосистемы, а также дополнена норма об
установлении законной неустойки за просрочку оплаты услуг по
оперативно-диспетчерскому управлению», – пояснила статс-секретарь
замминистра.
«Предлагаемые изменения позволят осуществить интеграцию на базе «Системного
оператора», как единого центра компетенций, информационного, методического,
научно-технического обеспечения разработки документов перспективного развития
отрасли, обеспечить экономию государственных средств и снизить нагрузку на
конечных потребителей», – сказала Бондаренко.
Кроме того, с 1 января 2024 года оперативно-диспетчерское управление в
пределах технологически изолированных энергорайонов будет осуществляться
единолично «Системным оператором».
Как следует из материалов к законопроекту, в частности, документом
предполагается:
— уточнение определения
понятий «оперативно-технологическое управление», «оперативно-диспетчерское управление
в электроэнергетике», «установленная генерирующая мощность», „рабочая
генерирующая мощность»;
— исключение устаревшего понятия «веерное отключение», а также
неиспользуемого понятия «максимально доступная генерирующая мощность».
Также законопроектом исключается не применяемые на практике нормы
об участии уполномоченного федерального органа исполнительной власти
(ФОИВ) в соглашениях о взаимодействии, заключаемых «Системным
оператором» с управляющей ЕНЭС «ФСК ЕЭС» и организациями
коммерческой инфраструктуры.
Положение ФЗ «Об электроэнергетике», предусматривающее осуществление
«Системным оператором» контроля за реализацией инвестпрограмм генерирующих
компаний предлагается исключить. Как указывается в пояснительном записке к
законопроекту, «своевременная и надлежащая реализация генерирующими
компаниями инвестпроектов по строительству (реконструкции модернизации)
генерирующих объектов эффективно обеспечивается предусмотренными Правилами ОРЭМ
механизмами участия в конкурентных отборах мощности, заключения договоров
о предоставлении мощности на оптовый рынок, аттестации генерирующего
оборудования и применения штрафных экономических санкций в случае
неисполнения или ненадлежащего исполнения генерирующими компаниями обязательств
по поставке мощности на оптовый рынок». В связи с этим,
заключается в записке, «выполнения для этих
целей каких-либо контрольных мероприятий со стороны системного
оператора не требуется».
Законопроектом также предусматривается конкретизация положения ФЗ «Об
электроэнергетике», устанавливающего основания для применения графиков
аварийного ограничения режима потребления и использования противоаварийной
автоматики.
Также в рамках перевода госуслуги по утверждению нормативов
создания запасов топлива при производстве электроэнергии, а также
нормативов запасов топлива на источниках тепловой энергии при производстве
электрической и тепловой энергии в режиме комбинированной выработки
с установленной мощностью производства электроэнергии 25 МВт
и более на проактивный уровень (по факту наступления события,
а не по факту поступления заявления) перечень полномочий
правительства и уполномоченных им ФОИВов дополняются установлением
порядка утверждения нормативов запасов топлива.
Положения ФЗ «Об электроэнергетике» о применении технических
регламентов, устанавливающих обязательные требования к обеспечению
надежности и безопасности электроэнергетических систем, объектов
электроэнергетики и качеству электрической энергии, приведены
в соответствие с пунктом 4 статьи 1 ФЗ „О техническом
регулировании“, исключившим соответствующие требования из сферы действия
системы технического регулирования.
Также законопроектом устанавливается размер пени за просрочку оплаты
услуг по ОДУ в размере одной стотридцатой ключевой ставки
ЦБ.