Профильный комитет Госдумы одобрил проект федбюджета на 2025−2027 гг, предусматривающий финансирование проектов по энергетике в объеме 682 млрд рублей
Комитет Госдумы по бюджету и налогам рекомендовал нижней палате парламента
принять в первом чтении проект федерального бюджета на 2025 год и плановый
период 2026−2027 годов. Планируется, что Госдума рассмотрит проект
бюджета на заседании 24 октября.
ДОХОДЫ И РАСХОДЫ
В 2025 году прогнозируется рост доходов федерального бюджета в номинальном
выражении с 36,1 трлн рублей в 2024 году до 40,29 трлн рублей (+ 11,6% к 2024
году). В последующие годы продолжится умеренный рост доходов федерального
бюджета. Прогнозируется увеличение расходов федерального бюджета с 39,4 трлн
рублей в 2024 году до 41,46 трлн рублей, 44 трлн рублей и 45,9 трлн руб.
в 2025−2027 годах соответственно.
«Законопроект сформирован на основе бюджетного правила, предусмотренного при
формировании проекта федерального бюджета на 2024−2026 годы, в
соответствии с которым базовые нефтегазовые доходы определяются в зависимости
от базовых цен на нефть (на уровне среднегодовой цены на нефть 60 долларов США
за один баррель и ежегодной индексации на 2% начиная с 2027 года), базовых
экспортных цен на газ природный (на уровне среднегодовой экспортной цены на газ
природный 250 долларов США за тысячу метров кубических и ежегодной индексации
на 2% начиная с 2027 года), базовых цен экспортной альтернативы для
автомобильного бензина Аи-92 класса 5 и дизельного топлива класса 5»,
говорится в заключении Счетной палаты РФ на проект бюджета.
Доля нефтегазовых доходов в общих поступлениях доходов федерального бюджета
уменьшится с 31,3% в 2024 году до 22,6% в 2027 году, доля ненефтегазовых
доходов федерального бюджета соответственно увеличится с 68,7% в 2024 году до
77,4% в 2027 году.
В 2025−2027 годах исполнение федерального бюджета ожидается с
дефицитом на уровне 0,5% ВВП в 2025 году, 0,9% ВВП в 2026 году и 1,1% ВВП в
2027 году. За этот период ненефтегазовый дефицит будет сокращен до 5% ВВП в
2027 году (на 2,5 п. п. ВВП относительно 2024 года). Основным источником
финансирования дефицита федерального бюджета в 2025−2027 годах будут
выступать государственные внутренние заимствования РФ, при этом использование
ФНБ на покрытие дефицита в 2025−2027 годах не планируется, отмечается
в заключении Счетной палаты.
НАЦПРОЕКТЫ И ГОСПРОГРАММЫ
На мероприятия нацпроектов предусматривается более 40 трлн рублей средств
федерального бюджета в течение 6 лет. По сравнению с действующими
в 2019−2024 гг. нацпроектами финансирование в части федерального
бюджета увеличено практически в 2 раза. В бюджетной трехлетке на финансирование
новых нацпроектов предусмотрено в 2025−2027 гг. 5,7 трлн рублей, 6,2
трлн рублей и 6,3 трлн рублей соответственно.
При этом на проекты, связанные с энергетикой, планируется
направить порядка 682 млрд рублей. В том числе, в 2025 году
–207,4 млрд рублей, в 2026 году – 240,6 млрд рублей, в 2027 году
– 233,7 млрд рублей.
Национальный проект «Новые атомные и энергетические технологии»
Как указывается Бюджетные ассигнования на финансовое обеспечение реализации
национального проекта «Новые атомные и энергетические технологии» запланированы
в 2025 году в объеме 28,7 млрд рублей, в 2026 году –
58,9 млрд рублей, в 2027 году – 57,7 млрд рублей.
Параметры ресурсного обеспечения в разрезе федеральных проектов
национального проекта «Новые атомные и энергетические технологии»
и их мероприятий (результатов):
млн рублей
Наименование федерального проекта /
наименование направления расходов
2025 год
2026 год
2027 год
1
2
3
4
Всего
28 721,0
58 931,1
57 676,2
в том числе:
Федеральный проект «Новая атомная
энергетика»
5 664,0
7 837,9
7 172,9
Проведение научно-исследовательскихи
опытно-конструкторских работ по разработке опытно-демонстрационных и
промышленных ядерных энерготехнологий нового поколения на базе реакторов на
быстрых нейтронах со свинцовым и натриевым теплоносителями для двухкомпонентной
ядерной энергетической системы
4 767,9
7 232,3
7 172,9
Проведение научно-исследовательскихи
опытно-конструкторских работ для создания головной атомной станции малой
мощности на базе реакторной установки ШЕЛЬФ-М
896,1
605,6
0,0
Федеральный проект
«Экспериментально-стендовая база для разработки технологий двухкомпонентной
атомной энергетики»
2 429,9
21 318,2
24 126,1
Взнос в уставный капитал акционерного общества
«Государственный научный центр Научно-исследовательский институт атомных
реакторов», г. Димитровград, Ульяновская область, в целях сооружения
исследовательской ядерной установки на базе многоцелевого исследовательского
реактора на быстрых нейтронах
1 822,9
21 222,1
24 126,1
Проведение научно-исследовательскихи
опытно-конструкторских работ по приоритетным направлениям исследований и
разработок в области создания экспериментально-стендовой базы двухкомпонентной
атомной энергетики
606,9
96,1
0,0
Федеральный проект «Технологии термоядерной
энергетики»
16 218,2
6 428,9
3 786,2
Проведение научно-исследовательскихи
опытно-конструкторских работ по разработке технологий управляемого
термоядерного синтеза и инновационных плазменных технологий в зоне
ответственности федерального государственного бюджетного учреждения
«Национальный исследовательский центр Курчатовский институт
3 241,7
1 914,1
1 905,6
Строительство (реконструкция и техническое
перевооружение) экспериментально-стендовой базы для разработки и имплементации
базовых термоядерных технологий
3 368,5
534,0
300,0
Строительство (реконструкция и техническое
перевооружение) объектов экспериментально-стендовой базы плазменных
технологий
282,4
0,0
0,0
Проведение научно-исследовательскихи
опытно-конструкторских работ по разработке технологий управляемого
термоядерного синтеза и инновационных плазменных технологий в зоне
ответственности Государственной корпорации по атомной энергии Росатом
6 858,3
2 403,3
0,0
Проведение научно-исследовательских работ по
направлению разработки технологий управляемого термоядерного синтеза и
инновационных плазменных технологий в зоне ответственности Министерства науки и
высшего образования Российской Федерации
2 063,5
1 362,0
1 365,0
Проведение научно-исследовательских работ в
обеспечение разработки нормативных правовых актов в области термоядерных и
гибридных систем, в том числе с целью обеспечения лицензионной деятельности в
данной сфере
130,7
130,7
131,0
Проведение научно-исследовательских работ в
целях получения данных по взаимодействию плазмы с обращенными к плазме
элементами с использованием инструментальных диагностических средств, цифровых
систем управления, сбора и обработки данных на учебно-демонстрационной
установке типа токамак
273,0
84,8
84,6
Федеральный проект Специальные материалы и
технологии атомной энергетики
1 957,3
1 538,1
0,0
Проведение научно-исследовательскихи
опытно-конструкторских работ по созданию новых материалов и новых
производственных технологий изготовления изделий для атомной энергетики и
других отраслей промышленности
478,9
576,8
0,0
Проведение научно-исследовательскихи
опытно-конструкторских работ по разработке технологии экстремального состояния
вещества и синтеза сверхтяжелых элементов
714,0
576,8
0,0
Проведение научно-исследовательскихи
опытно-конструкторских работ по разработке и обоснованию технологических
и конструктивных решений реакторной установки
с исследовательским жидкосолевым реактором и модуля переработки отработавшего
ядерного топлива
764,4
384,5
0,0
Федеральный проект Новые технологии и
производства литий-ионных и постлитиевых систем накопления
электроэнергии
1 530,4
7 987,1
8 015,1
Субсидии российским организациям в целях
возмещения части затрат, понесенных потребителями промышленной продукции при
закупке российского оборудования, стоимость которого превышает стоимость его
импортных аналогов
1 530,4
7 987,1
8 015,1
Федеральный проект Новое оборудование и
технологии
в электроэнергетике
921,2
2 316,1
2 888,9
Субсидия автономной некоммерческой организации
Агентство по технологическому развитию на поддержку проектов,
предусматривающих разработку конструкторской документации на комплектующие
изделия, необходимые для отраслей промышленности
921,2
2 316,1
2 888,9
Зарезервированные бюджетные ассигнования на
реализацию национального проекта
0,0
11 504,8
11 687,0
Зарезервированные при формировании Законопроекта
бюджетные ассигнования по национальному проекту Новые атомные и энергетические
технологии будут направлены на создание центров для испытаний высоковольтного
и энергетического оборудования.
Государственная программа Развитие энергетики
Ответственный исполнитель – Минэнерго России.
Бюджетные ассигнования на финансовое обеспечение реализации государственной
программы Развитие энергетики запланированы
в 2025 году в объеме 62 641,6 млн рублей, в 2026 году – 57 518,6 млн рублей и в
2027 году – 56 343,2 млн рублей.
Параметры ресурсного обеспечения в разрезе структурных элементов
государственной программы Развитие энергетики и их мероприятий:
млн рублей
Наименование структурного элемента государственной программы /
наименование направления расходов
2024 год
2025 год
2026 год
2027 год
1
2
3
4
5
Всего
58 286,5
62 641,6
57 518,6
56 343,2
Федеральные проекты
35 257,7
39 897,2
37 684,6
39 365,3
в том числе:
Национальный проект Экологическое
благополучие
0,0
0,0
2 728,1
2 717,1
Федеральный проект Гарантированное обеспечение доступной
электроэнергией
11 743,8
11 278,0
17 794,4
18 520,0
Субсидия публичному акционерному обществу Федеральная сетевая
компания Россети, г. Москва, в виде вклада в имущество общества, не
увеличивающего его уставный капитал, для последующего осуществления вкладов в
имущество являющихся территориальными сетевыми организациями дочерних обществ,
не увеличивающих их уставные капиталы, в целях финансового обеспечения
(возмещения) затрат таких организаций по поддержанию надежного обеспечения
потребителей электрической энергией посредством реализации мероприятий по
повышению надежности электросетевого комплекса
3 072,3
11 278,0
17 794,4
18 520,0
Иные мероприятия структурного элемента
8 671,5
0,0
0,0
0,0
При планировании бюджетных ассигнований на
реализацию федерального проекта Гарантированное обеспечение доступной
электроэнергией предусмотрены бюджетные ассигнования в целях реализации
поручений Президента Российской Федерации
от 17 февраля 2022 г. № Пр-325, от 30 октября 2022 г. № Пр-2067 (подпункт в
пункта 1), от 23 апреля 2024 г. № Пр-803.
Федеральный проект Гарантированное обеспечение
транспорта нефти, нефтепродуктов, газа и газового конденсата
10 554,6
14 442,5
7 113,5
7 067,7
Субсидия бюджету Камчатского края в целях софинансирования
строительства объектов в рамках инвестиционного проекта Регазификационный
комплекс СПГ в Камчатском крае в бухте Раковая Авачинской губы
4 000,0
8 000,0
0,0
0,0
Субсидия открытому акционерному обществу Российские железные
дороги на возмещение недополученных доходов, возникающих в результате
установления льготных тарифов на перевозку железнодорожным транспортом во
внутрироссийском сообщении моторного топлива, предназначенного для реализации
на территории Российской Федерации, в направлении Дальневосточного федерального
округа и отдельных субъектов Российской Федерации, входящих в состав Сибирского
федерального округа
6 554,6
6 442,5
7 113,5
7 067,7
В рамках федерального проекта Гарантированное
обеспечение транспорта нефти, нефтепродуктов, газа и газового конденсата в том
числе предусмотрены бюджетные ассигнования насубсидию бюджету Камчатского края
в целях софинансирования строительства объектов в рамках инвестиционного
проекта Регазификационный комплекс СПГ в Камчатском крае в бухте Раковая
Авачинской губы.При планировании бюджетных ассигнований на реализацию
федерального проекта предусмотрены бюджетные ассигнования в целях реализации
подпункта а пункта 3 перечня поручений Президента Российской Федерации по
итогам совещания по вопросам долгосрочного социально-экономического развития
Петропавловск-Камчатского городского округа, состоявшегося 5 сентября 2022
года, поручения Президента Российской Федерации от 7 октября 2022 года №
Пр-1883.
Федеральный проект Реализация программ местного развития
и обеспечения занятости для шахтерских городов и поселков (реструктуризация
угольной промышленности)
5 986,9
11 181,4
7 053,4
8 065,4
Развитие угольной отрасли на территориях отдельных субъектов
Российской Федерации
1 093,0
1 739,6
1 801,8
1 801,8
Реализация программ местного развития и обеспечение занятости
для шахтерских городов и поселков
4 893,9
5 406,6
0,0
0,0
Субсидии бюджетам Донецкой Народной Республики, Луганской
Народной Республики на софинансирование расходных обязательств, возникающих при
реализации мероприятий по обеспечению гидрогеологической и экологической
безопасности при ликвидации организаций угольной отрасли Донецкой Народной
Республики, Луганской Народной Республики
0,0
4 035,3
5 251,6
6 263,5
Федеральный проект Чистая энергетика
2 995,2
2 995,2
2 995,2
2 995,2
Субсидии на развитие заправочной инфраструктуры
компримированного природного газа
1 640,7
1 640,7
1 640,7
1 640,7
Субсидии на софинансирование расходных обязательств субъектов
Российской Федерации, возникающих при поддержке переоборудования существующей
автомобильной техники, включая общественный транспорт и коммунальную технику,
для использования природного газа в качестве топлива
700,0
700,0
700,0
700,0
Субсидии юридическим лицам на возмещение части затрат на
реализацию инвестиционных проектов по строительству объектов производственной и
заправочной инфраструктуры сжиженного природного газа
Субсидия обществу с ограниченной ответственностью Единый
закупщик на возмещение недополученных доходов и (или) финансовое обеспечение
(возмещение) затрат, возникающих при осуществлении купли-продажи электрической
энергии (мощности) для целей поставки электрической энергии (мощности) на
территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики,
Запорожской области и Херсонской области
17 983,7
16 523,4
14 637,5
11 877,5
Иные мероприятия структурного элемента
549,3
402,1
148,6
0,0
Иные комплексы процессных мероприятий
4 495,8
5 818,8
5 047,9
5 100,4
Государственная программа Развитие атомного энергопромышленного
комплекса
Ответственный исполнитель – Государственная корпорация по атомной энергии
«Росатом».
Бюджетные ассигнования на финансовое обеспечение реализации государственной
программы Развитие атомного энергопромышленного комплекса запланированы в
2025 году в объеме 88 278,1 млн рублей,
в 2026 году – 103 958,5 млн рублей и в 2027 году – 104 948,9 млн рублей.
Параметры ресурсного обеспечения в разрезе структурных элементов
государственной программы Развитие атомного энергопромышленного комплекса и
их мероприятий (результатов):
млн рублей
Наименование структурного элемента государственной программы /
наименование направления расходов
2024 год
2025 год
2026 год
2027 год
1
2
3
4
5
Всего
84 732,3
88 278,1
103 958,5
104 948,9
Федеральные проекты
54 785,6
58 286,9
74 044,6
73 558,6
в том числе:
Национальный проект Новые атомные и энергетические
технологии
0,0
1 822,9
21 222,1
24 126,1
Национальный проект Эффективная транспортная
система
0,0
55 277,6
51 636,1
49 232,5
Национальный проект Экологическое
благополучие
0,0
1 186,4
1 186,4
200,0
Иные федеральные проекты
54 785,6
0,0
0,0
0,0
Комплексы процессных мероприятий
11 294,6
11 114,3
10 838,0
10 352,6
Комплекс процессных мероприятий Обеспечение безопасного
обращения с федеральными радиоактивными отходами, поддержание в безопасном
состоянии и утилизация ядерно
и радиационно опасных объектов ядерного наследия
10 814,4
10 638,8
10 412,6
9 922,7
Иные мероприятия структурного элемента
10 814,4
10 638,8
10 412,6
9 922,7
Иные комплексы процессных мероприятий
480,2
475,5
425,5
430,0
Федеральные целевые программы
18 652,0
18 877,0
19 076,0
21 037,6
Федеральная целевая программа Обеспечение ядерной
и радиационной безопасности на 2016 2020 годы и на период до 2035
года
18 652,0
18 877,0
19 076,0
21 037,6
Взнос в уставный капитал публичного акционерного общества
Приаргунское производственное горно-химическое объединение, г. Краснокаменск,
Забайкальский край
37,5
0,0
0,0
0,0
Реализация мероприятий федеральной целевой программы
18 614,5
18 877,0
19 076,0
21 037,6
При планировании бюджетных ассигнований на
реализацию федеральной целевой программы предусмотрены бюджетные ассигнования
на выполнения работ по выводу из эксплуатации и реабилитации
радиационно-опасных объектов бывшего ФГУП РНЦ Прикладная химия, находящихся
в непосредственной близости от населенного пункта в Ленинградской
области.
Государственная программа Научно-технологическое развитие
Российской Федерации
Ответственный исполнитель – Минобрнауки России.
Бюджетные ассигнования на финансовое обеспечение реализации государственной
программы Научно-технологическое развитие Российской Федерации запланированы
в 2025 году в объеме 1 452 568,4 млн рублей,
в 2026 году – 1 594 154,5 млн рублей и в 2027 году – 1 603 143,4 млн
рублей.
Параметры ресурсного обеспечения в разрезе структурных элементов
государственной программы Научно-технологическое развитие Российской
Федерации и их мероприятий (результатов):
млн рублей
Наименование структурного элемента государственной программы /
наименование направления расходов
2024 год
2025 год
2026 год
2027 год
1
2
3
4
5
Всего
1 400 584,4
1 452 568,4
1 594 154,5
1 603 143,4
Федеральные проекты
381 347,4
318 599,1
429 543,5
397 656,1
в том числе:
Национальный проект Новые атомные и энергетические
технологии
0,0
24 446,4
15 901,0
10 959,1
Федеральный проект Создание национального центра физики
и математики
2 455,2
1 872,6
1 906,0
1 890,3
Проведение научно-исследовательскихи опытно-конструкторских
работ в целях реализации научной программы Национального центра физики и
математики
2 455,2
1 872,6
1 906,0
1 890,3
Федеральный проект Чистая энергетика
2 094,0
1 239,3
2 142,5
1 560,9
Субсидии российским организациям на финансовое обеспечение
затрат на проведение научно-исследовательскихи опытно-конструкторских работ по
современным технологиям в рамках реализации такими организациями инновационных
проектов
1 474,3
1 239,3
705,9
705,9
Иные мероприятия структурного элемента
619,8
0,0
1 436,6
855,0
Федеральные целевые программы
478,2
216,4
227,2
280,7
Федеральная целевая программа Обеспечение ядерной и
радиационной безопасности на 2016 2020 годы и на период до 2035
года
478,2
216,4
227,2
280,7
Реализация мероприятий федеральной целевой программы
Правительство определилось с объемом новой генерации на Дальнем Востоке, необходимой для решения проблемы сложившегося там энергодефицита. Власти хотят провести два отбора проектов новой генерации: квота для ТЭС может составить 678 МВт и для ветряных и солнечных (ВЭС и СЭС) электростанций — 1,7 ГВт. Минэнерго также предлагает правительству обсудить увеличение объема поддержки зеленой генерации.
«Технопромэкспорт», «Газпром энергохолдинг» и «Интер РАО» стали основными претендентами на строительство 2 ГВт новой генерации на юге России, необходимых для покрытия энергодефицита региона, что летом уже привело к первым за многие годы веерным отключениям. Правительство рассмотрит три варианта размещений генобъектов, отличающихся объемом возведения мобильных газотурбинных установок (ГТУ). Наиболее приоритетным считается строительство ГТУ на 500 МВт и парогазовых энергоблоков на 1,451 ГВт стоимостью 355,5 млрд рублей.
Правительство определилось с перечнем регионов, где уже с 1 декабря 2024 года может быть запрещен майнинг криптовалют. Для части регионов — Иркутской области, Бурятии и Забайкалья — запрет будет вводиться только на период зимних пиков, для ряда других — вплоть до 2031 года. Для майнеров криптовалюты впервые вводятся столь строгие ограничения, что, по мнению участников рынка, спровоцирует переход легальных участников в серый сектор.
Сведения о направлении IT-деятельности:
ОКВЭД 63.11.1 (деятельность по созданию и использованию баз данных и информационных ресурсов).
Предоставление информационных услуг в области электроэнергетики на базе собственной инфраструктуры:
- Доступ к базе данных актуальной специализированной информации, поиск по запросу;
- «Bigpower Daily» - ежедневный информационный обзор электроэнергетики РФ;
- «Энергетика России: Итоги недели» - еженедельный обзор электроэнергетики РФ.
Самые актуальные новости энергетики России в профессиональном он-лайн издании BigpowerNews.
Обзоры рынка, интервью, свежий взгляд на современные проблемы электроэнергетики – вся эта информация теперь представлена в одном месте!
Электроэнергетика Российской Федерации и Москвы, в частности, рассматривается на страницах нашего специализированного издания.
Текущее состояние и новое в электроэнергетике Вы сможете узнавать в режиме реального времени.