«Татэнерго» просит энергорынок о двухлетней рассрочке, чтобы оплатить штраф в 1,1 млрд рублей за отказ от проекта модернизации Нижнекамской ТЭЦ-2. Такое предложение впервые может быть одобрено «Советом рынка». Аналитики считают, что в случае предоставления рассрочки сумма штрафа должна быть больше, чем при единовременной выплате, иначе у компаний может снизиться стимул полностью выполнять обязательства.
МОСКВА, 6 марта (BigpowerNews) «Татэнерго» просит растянуть выплату штрафа
за отказ от проекта модернизации Нижнекамской ТЭЦ-2 с марта 2025 года по
февраль 2027 года, сообщает «Коммерсант» со ссылкой на материалы к заседанию
наблюдательного совета «Совета рынка» 14 марта. В пояснительной записке к
предложениям компания указывает, что, по предварительным расчетам регулятора,
сумма штрафа составит 1,12 млрд рублей.
Инициатива о выплате штрафа в рассрочку может быть одобрена «Советом рынка»
впервые, отмечает газета. Согласно нынешним правилам, в случае исключения
оборудования из программы модернизации старых ТЭС, генерирующая компания
единовременно выплачивает покупателям денежную сумму за отказ от поставки
мощности. Объем выплаты определяется с понижающим коэффициентом относительно
величины, определяемой в предусмотренном типовым договором порядке. Штраф для
Нижнекамской ТЭЦ составит 45% от первоначальной величины.
В пояснительной записке «Татэнерго» указано, что объем штрафа превышает
ежемесячную выручку ООО «Нижнекамская ТЭЦ» и на его оплату будет потрачена вся
выручка от продажи электроэнергии и мощности за четыре месяца. «Изъятие всех
средств в течение четырех месяцев, начиная с марта 2025 года, повлечет за собой
банкротство компании, что приведет к повышению цены для потребителей»,—
поясняет компания. Отсутствие средств на закупку топлива, выплату заработной
платы и финансирование ремонтных работ, говорится в записке, не позволит
станции вырабатывать электроэнергию, что негативно повлияет на надежность
энергоснабжения и приведет к неоплате штрафа.
В пояснительной записке «Совета рынка» указано, что рассрочка оплаты штрафа
может привести к кассовым разрывам и убыткам гарантирующих поставщиков при
трансляции приобретенной электроэнергии и мощности потребителям на розничном
рынке. При этом ФАС может расценивать наличие в договоре о присоединении особых
условий оплаты денежной суммы, применяемых в отношении конкретного участника
оптового рынка, как дискриминационные и нарушающие права иных участников,
следует из заключения регулятора.
Нижнекамская ТЭЦ-2 (195 МВт) принадлежит «Татнефти». В 2019 году включена в
программу модернизации старых ТЭС вне общего конкурса — через ручной отбор
правительственной комиссии. Модернизированный блок должен был начать поставку
мощности в декабре 2024 года, но ввод перенесли на три года, а в итоге от
проекта отказались. Он был исключен из программы модернизации распоряжением
правительства РФ от 13 февраля этого года.
В материалах к правительственной комиссии отказ от модернизации Нижнекамской
ТЭЦ-2 объяснялся удорожанием оборудования и строительно-монтажных работ более
чем на 50%, пишет «Коммерсант». Стоимость проекта также дополнительно возросла
на 40% из-за переноса срока ввода на три года и необходимости привлечения
заемного капитала по ставкам, превышающим 25% годовых, что «делает проект
заведомо убыточным и нереализуемым».
В «Совете рынка» газете сообщили что принятие предложения о рассрочке
позволит компании в более «комфортном» режиме выплатить эту сумму и избежать
негативных финансовых последствий.
Директор Центра исследований в электроэнергетике НИУ ВШЭ Сергей Сасим,
мнение которого приводит издание, считает, что сумма рассрочки по штрафу должна
быть больше, чем единовременная денежная выплата. По его словам, при включении
объектов в программу модернизации старых ТЭС генкомпании идут на риски, которые
учитываются в ставке доходности. Возможность выплаты штрафа в рассрочку без
увеличения суммы не стимулирует выполнять свои обязательства в полном объеме,
указывает он.