МОСКВА, 16 декабря (BigpowerNews) Минэнерго России признало, что в текущих
реалиях государственная информационная система ТЭК (ГИС ТЭК), которая
реализовывалась более 10 лет, неэффективна и решило отказаться от нее в пользу
новой национальной энергетической платформы, сообщил РИА Новости министр
энергетики Николай Шульгинов.
Технические решения, которые были заложены в ГИС ТЭК на этапе
проектирования, не отвечают современным требованиям и не позволяют управлять
данными, объясняет Минэнерго. При этом современная госинформсистема должна быть
гибкой, клиентоцентричной и сочетаемой с отечественными технологиями, которые
развивает Минцифры.
По этой причине, а также учитывая выводы отраслевой экспертизы, проведенной
проведенный ФГАУ «Восход» Минцифры, «принято решение не развивать ГИС ТЭК, а
начать проектирование перспективной системы – национальной энергетической
платформы», заявил Шульгинов.
ЧТО НЕ ТАК В ГИС ТЭК
В ГИС ТЭК есть две составляющие: правовая и техническая. И если говорить о
первой, отметил глава Минэнерго, система оказалась слишком зарегулирована,
насчитывая свыше 100 нормативных правовых актов различного уровня. Такая
тяжелая конструкция существенно ограничивает оперативное изменение ГИС ТЭК и
гибкость сбора информации и управления данными.
С технической точки зрения ГИС ТЭК накладывает большую нагрузку на компании
ТЭК, так как они подают в нее информацию по формам с набором показателей,
которые часто дублируются. Кроме того, ту или иную информацию эти же компании
подают в другие органы власти, например, ФНС России, ФТС России, Росстат.
Задача же Минэнерго максимально снять нагрузку с компаний: исключить
дублирование информации, организовать возможность подавать ее в один орган
власти и обеспечить возможность обмена данными с другими, объясняют в
ведомстве.
«В существующих реалиях (правовых и технических) эта задача не реализуема,
что и явилось решающим фактором в создании национальной энергетической
платформы (ЦП НЭП, цифровая платформа национальная энергетическая платформа
ред.) и пересмотра нормативно-правовой базы, которая регулирует существующую
ГИС ТЭК», подытожил министр.
ЗАЧЕМ НОВАЯ ПЛАТФОРМА
Согласно выводам отраслевых экспертов, дальнейшее развитие ГИС ТЭК на базе
ее проектных и технических решений нецелесообразно и требует актуализации целей
и задач самой системы, внедрения современных подходов сбора данных и
формирования аналитических и архитектурных решений с учетом новых требований
при создании госинформсистем.
При этом ГИС ТЭК не существует сама по себе, она также является юридической
сущностью, и ее функциональные возможности, в частности сбор данных и анализ,
востребованы как государством, так и бизнесом (в первую очередь, компаниями
ТЭК) и гражданами, отмечают в Минэнерго. Поэтому от ее функционала Минэнерго
России отказаться не может и, напротив, намерено его наращивать, но заменяет
при этом само техническое решение.
«Это может быть достигнуто только на платформенном решении, в основе
которого реализован автоматический или автоматизированный обмен данными,
построена сервисная модель, а также пересмотрено нормативно-правовое
регулирование, ориентированное на гибкость ЦП НЭП», сообщил Шульгинов.
При этом до момента ввода в эксплуатацию национальной энергетической
платформы комиссия по созданию и вводу в эксплуатацию госинформсистемы ТЭК
рекомендовала Минэнерго продолжить эксплуатацию ГИС ТЭК в объеме уже введенных
на данный момент программных модулей.