Компании остановили проект из-за экономических проблем на фоне санкций. В результате машину может получить «Т Плюс» для энергоблока по программе модернизации. Однако ставить опытный образец на ТЭЦ рискованно из-за возможных частых остановов новой машины, предупреждают аналитики. По их мнению, в такой ситуации «Т Плюс» может попросить у «Силмаша» существенную скидку.
МОСКВА, 22 ноября (BigpowerNews) «Северсталь» не будет устанавливать
первый головной образец газовой турбины ГТЭ-65 производства «Силовых машин» на
собственную ТЭЦ-ПВС для энергоснабжения Череповецкого металлургического
комбината, сообщает «Коммерсант» со ссылкой на источники, отмечая, что
информацию подтвердили в обеих компаниях. Основной акционер «Северстали» и
«Силмаша» — Алексей Мордашов. Исходно предполагалось, что ГТЭ-65 будет
поставлена на ТЭЦ «Северстали» в конце 2024 года для обкатки перед выходом в
серийное производство.
В «Силмаше» и «Северстали» утверждают, что приостановка проекта — совместное
решение. В «Северстали» «Коммерсанту» пояснили, что после совместных проработок
решили «обеспечить генерацию в сопоставимом объеме за счет других мероприятий,
в том числе программ модернизации и реконструкции». «Решение принималось для
повышения эффективности капвложений в условиях нестабильной конъюнктуры»,
добавили в «Силмаше». Планируемый срок готовности головного образца ГТЭ-65 —
конец 2024 года. Проект прекращен в связи с оптимизацией бюджета и CAPEX
«Северстали» в 2022 году, уточнил источник газеты, но к нему могут вернуться.
«Северсталь» находится под блокирующими санкциями США и за девять месяцев 2022
года сократила выпуск стали на 8% год к году.
«Силмаш» вряд ли сможет найти другую площадку для обкатки первого образца
турбины, считают три собеседника «Коммерсанта». По их мнению, единственный
вариант — установить машину на одном из энергоблоков «Т Плюс»:
энергокомпания планировала ставить турбины ГТЭ-65 на Саратовской ТЭЦ-1 и
Пермской ТЭЦ-14, но контракт с «Силмашем» еще не подписан. В «Силмаше» изданию
сказали, что «находятся в стадии обсуждения условий». В «Т Плюс» не
ответили на запрос, отмечает «Коммерсант».
С коммерческой точки зрения ставить на ТЭЦ пилотный образец турбины —
достаточно рискованно, предупреждает Олег Дудихин из Kept, слова которого
приводит газета. Он считает, что энергокомпании надо быть готовой к частым
остановам турбины и долгим простоям. Опытная эксплуатация выявляет большое
количество «детских болезней», к тому же для пилотных образцов еще не
сформирована система сервисного обслуживания и поставки запчастей. Эти
обстоятельства могут быть использованы в качестве аргументов для значительного
торга за сумму контракта с производителем, полагает аналитик, несмотря на
возможность отмены штрафов за просрочку ввода.