«Росатом» почти вдвое увеличил оценочную стоимость завода по производству литий-ионных батарей для автотранспорта в Калининграде. Строительство гигафабрики может обойтись в 51 млрд рублей, из которых 19 млрд рублей, - средства госкорпорации, а 27 млрд рублей - кредиты. Удельные капзатраты гигафабрик за рубежом ниже, указывают аналитики. В «Росатоме» поясняют, что завод строится с нуля и не имеет аналогов в стране, а в его цену входят затраты на строительство инфраструктуры и собственного R&D-центра.
МОСКВА, 31 января (BigpowerNews) – Госкорпорация «Росатом» почти вдвое
увеличила оценочную стоимость строящегося в Калининградской области завода по
производству литий-ионных батарей: общий CAPEX проекта может составить примерно
51,5 млрд рублей.Об этом сообщает сегодня
«Коммерсант», которому удалось ознакомиться с обновленным
планом правительства по развитию производства систем накопления энергии (СНЭ) в
стране. В предыдущей версии документа завод Росатома оценивался в
26,35 млрд рублей.
«Росатом» планирует вложить в строительство гигафабрики 19,2 млрд
рублей собственных средств, еще 27,3 млрд рублей будут привлечены за счет
кредитов. Кроме того, бюджет области выделит субсидию в 5 млрд рублей. В
предыдущей версии предполагалось, что у проекта будет некий «второй акционер»,
но в обновленной версии больше нет информации о партнерах, отмечает
«Коммерсант».
Строительством гигафабрики занимается «Рэнера» (входит в ТВЭЛ — топливный
дивизион «Росатома») на площадке замороженной Балтийской АЭС (10 км от
границы с Литвой). Запуск завода ожидается осенью 2025 года. Технологический
партнер — южнокорейская Enertech. Мощность гигафабрики на первом этапе составит
4 ГВт•ч в год (примерно 50 тыс. электромобилей) с возможностью
расширения до 14 ГВт•ч. «Росатом» планирует производить батареи для
электромобилей и городского электротранспорта. У госкорпорации есть соглашение
с автопроизводителем «Автотор».
Судя по плану, пишет «Коммерсант», «Росатом» рассчитывает за 2023–2025 годы
продать внутри страны батареи емкостью в 690 МВт•ч, а в 2030 году — уже
3,75 ГВт•ч.
Объем продаж СНЭ, компонентов и услуг в денежном выражении за 2023–2025 годы
внутри РФ составит около 14,8 млрд рублей, а в 2030−м — превысит
35,6 млрд рублей. Экспорт СНЭ также будет увеличиваться: в 2023 и 2024
годах составит примерно по 21 млн длл в год, в 2025 году — 29 млн
долл, а в 2030 году — 107 млн долл.
В ООО «Рэнера» газете сообщили, что в «дорожной карте» правительства
приведены «оценочные значения инвестиций с учетом не только создания самого
производства, но и заложенного в стоимость строительства R&D-центра для
разработки новых технологий производства батарей и проведения НИОКР».
Гигафабрика строится с нуля, что предусматривает создание развитой
инфраструктуры, а также поставку высокотехнологичного оборудования. Финальный
объем инвестиций будет определен после проведения госэкспертизы, отмечают в ООО
«Рэнера».
Алексей Мартынушкин и з«Выгон Консалтинг» полагает, что объем внутреннего
рынка СНЭ в России к 2030 году имеет все шансы превысить 100 млрд рублей в
год. Ключевым сектором сбыта станет электротранспорт. По его данным, сейчас в
мире работают около 50 гигафабрик, а более 60 заводов находятся в процессе
строительства. Затраты на строительство гигафабрик варьируются от 40 млн
долл до более 100 млн долл за 1 ГВт•ч в год в зависимости от размера
и расположения
Удельная стоимость строительства калининградской фабрики —
184 млн долл за 1 ГВт•ч при условии, что речь идет о
вложениях только в линию на 4 ГВт•ч, отмечает Дмитрий Бабанский из SBS
Consulting. Он полагает, что более высокие капзатраты российского объекта могут
быть связаны в том числе со снижением доступности и удорожанием необходимого
передового оборудования для российских компаний, усложнением логистики,
возможными курсовыми шоками, пишет «Коммерсант».