МОСКВА, 12 мая (BigpowerNews) Предприятия Госкорпорации «Росатом»
приступили к разработке ключевых решений для линейки российских электромобилей
АТОМ (проект АО «КАМА», его инвесторами выступают гендиректор «КАМАЗа» Сергей
Когогин и бизнесмен Рубен Варданян), сообщает пресс-служба Топливной компании
Росатом «ТВЭЛ», структуры которой будут участвовать в проекте.
В частности, производитель систем накопления электроэнергии на литий-ионных
аккумуляторах ООО «РЭНЕРА» (входит в «ТВЭЛ») будет выступать поставщиком
тяговых аккумуляторных батарей. Одновременно отраслевая команда Росатома
занимается разработкой ещё одного важнейшего элемента электромобиля
интегрированного электропривода.
«Таким образом, Росатом выступит технологическим партнером по решениям в
области электродвижения для перспективной линейки российских легковых
электромобилей», отмечается в пресс-релизе.
Как сообщается, создание батареи и ее системы термостатирования ведется
параллельно с разработкой и испытаниям автомобиля, чтобы все элементы
конструктивно дополняли друг друга. По информации «ТВЭЛ», «технологии,
применяемые при проектировании решений, позволяют гарантировать высокие
эксплуатационные свойства тяговой батареи». Сообщается, что «параметры батареи,
к которым стремится команда разработчиков, – это надежность, безопасность и
достаточный запас хода 500 км».
Особое внимание уделяется функционированию и зарядке батареи в условиях
низких температур с учетом климатических особенностей России.
К середине 2023 года планируется сделать первые опытные образцы и до конца
2024 года провести полный цикл тестовых испытаний новой батареи в составе
автомобиля. С 2025 года аккумуляторные батареи будут поставлены на серийное
производство.
«Высокие технические характеристики батареи будут достигнуты благодаря её
уникальной архитектуре, а также использованию современных литий-ионных ячеек.
Именно такие ячейки, модули и сами батареи в 2025 году начнёт выпускать наша
первая российская «гигафабрика» накопителей энергии в Калининградской области.
И подобных «гигафабрик» Росатома станет больше, потому что за электромобилями
будущее», прокомментировал гендиректор «РЭНЕРА» Александр Камашев.
На текущий момент инженерный состав Росатома разрабатывает «относительно
недорогой двигатель, который будет удовлетворять наибольшее количество
потенциальных потребителей». Росатом с начала проектирования заложил в
конструкцию узла технические возможности по внесению изменений тех или иных
компонентов. Рассчитывает, что в дальнейшем, это «позволит сформировать широкую
линейку подобных агрегатов, которые будет возможно использовать в
электромобилях других автопроизводителей».
«Разработка будет предполагать глубокую кооперацию [..] команд [«Росатома» и
АО «КАМА»], ведь в ней будут задействованы инженеры всех систем электромобиля,
включая разработчиков ПО управления автомобилем», отметил генеральный
директор АО «КАМА» Игорь Поваразднюк.
О планах участия в цепочке производства российских электромобилей Росатом
впервые объявил в ноябре 2022 года. Как подчеркнула в рамках форума
«АТОМЭКСПО-2022» президент «ТВЭЛ» Наталья Никипелова, предприятия атомной
отрасли способны производить около 60% всех компонентов электромобиля, включая
аккумуляторные батареи, локализованные электродвигатели, магниты из
редкоземельных сплавов (включая РЗМ-сырье), микроэлементную базу, полимерные и
композитные материалы.
Напомним, вчера, 11 мая, АО «КАМА» представило функциональный образец
«АТОМа».
До конца текущего года компания намерена провести испытания батареи,
созданной совместно с «РЭНЕРА», а также других систем подвески, рулевой
системы, шасси. Сборка первого электромобиля в РФ намечена на конец
2024 года. Серийную сборку «АТОМа» планируется начать в середине 2025
года, тогда же он поступит в массовую продажу.
«АТОМ» станет первым электромобилем, созданным в России с нуля.
Электромобиль с запасом хода в 500 км сможет разогнаться до 100 км/ч за 7
секунд. «Что касается габаритов электромобиля, то они ориентированы на
городское использование и достаточно компактны: так, длина – 3 995 мм, ширина –
1 780 мм и высота – 1 615 мм», – отметили в пресс–службе АО «КАМА».
Машина будет оснащена такими функциями, как удержание полосы, следование в
пробке, распознавание дорожных знаков и непредвиденных ситуаций для водителя и
пассажиров.
По информации ТАСС, в рамках проекта «АТОМ» разрабатывается как собственное
программное обеспечение, так и автомобильная платформа. Руководством над
разработкой электромобиля занимается Харальд Грюбель, который ранее развивал
проекты в Volkswagen, Mercedes и «Автовазе».
Как сообщает газета «Коммерсант», вчера компания показала собственную
операционную систему Atomverse на базе Kaspersky OS. Ее предполагается
предлагать и другим игрокам авторынка, в том числе за пределами РФ. «Уже сейчас
мы с рядом автопроизводителей ведем диалог о том, чтобы начать адаптацию наших
софтверных продуктов. Эта работа начата, но, думаю, что рост интереса
произойдет, когда на рынок выйдет продукт»,- цитируе Поваразднюка газета.
Стоимость электромобиля пока не озвучивается, однако он позиционируется как
автомобиль массового сегмента. При этом, по словам Игоря Поваразднюка цена
рассчитывается с учетом расходов на ремонт, обслуживание и страхование.
«Мы видим, что автомобиль попадает в массовой ценовой сегмент, то есть он
позволяет таксопаркам, например, позиционировать автомобиль как уровень
«Комфорт» и «Комфорт плюс» . С точки зрения ценового позиционирования для
частных лиц мы будем чуть позже объявлять», – рассказал Поваразднюк ТАСС.
Компания «КАМА» была основана в августе 2021 года. В том же году стало
известно о проекте создания электромобиля. Основными инвесторами проекта стали
гендиректор «Камаза» Сергей Когогин (он вложил в проект личные средства, также
создание электрокара финансируется и самой компанией «КАМАЗ») и бизнесмен Рубен
Варданян, который сейчас передал свои акции в доверительное управление
семейного фонда.
В ноябре 2022 года стало известно, что проект получил название «АТОМ».
Сейчас штаб–квартира производителя находится в Набережных Челнах, офисы
расположены в Москве, Санкт–Петербурге и Тольятти, также есть офис в Китае.