Из документов, опубликованных корейским разработчиком литий-ионных батарей Enertech International, стало известно, что ее почти полностью консолидировал «Росатом». Госкорпорация еще в 2021 году купила 49% у холдинга Ener1 Бориса Зингаревича, а в 2022 году – у него же еще 49%. По технологии Enertech «Ростатом» будет выпускать батареи для электромобилей на гигафабрике в Калининграде. Покупка «зрелой технологии» выглядит верным решением, считают эксперты, поскольку на создание собственной потребовалось бы несколько лет.
МОСКВА, 15 мая (BigpowerNews) «Росатом» стал единственным владельцем
южнокорейского производителя литий-ионных аккумуляторов Enertech International,
сообщает «Коммерсант» со ссылкой на отчетность корейской компании за 2022 год.
Входящая в госкорпорацию «Рэнера» увеличила долю с 49,16% до 98,32%, полностью
выкупив пакет, принадлежащий TVG Saehan Holdings Limited (структура холдинга
Ener1). Стороны закрыли сделку в 2022 году. Основным владельцем Ener1, судя по
данным СМИ, выступает основатель группы «Илим» Борис Зингаревич, пишет газета.
В «Рэнере» отказались от комментариев, сославшись на конфиденциальность
договора, отмечает издание.
Исходно «Рэнера» вошла в капитал Enertech в 2021 году, выкупив 49,16% у TVG
SEI Holdings Limited (также входит в Ener1). Госкорпорации нужна технология
производства батарей для запуска гигафабрики в Калининградской области. По
данным «Коммерсанта»», первая сделка не оговаривала дальнейшего выкупа
долей.
Борис Зингаревич инвестировал в Ener1 в 2002 году, компания развивала
литий-ионные технологии в США и получала субсидии из американского бюджета. В
2012 году Ener1 оказалась на грани банкротства, и господину Зингаревичу
пришлось потратить на ее спасение 55 млн долл, писал «Интерфакс».
Enertech — относительно небольшой завод мощностью 150 МВт•ч с
собственным R&D-центром. Компания сотрудничала с BMW, Samsung и LG,
поставляла батареи для норвежских электромобилей Think. Судя по открытым
данным, в 2018 году Enertech выпустила аккумуляторную систему для российского
лимузина Aurus, на котором президент Владимир Путин ехал на инаугурацию.
Однако, отмечает «Коммерсант» не имея якорного покупателя батарей, Enertech
испытывала финансовые трудности. В отчетности отмечается, что обязательства
компании превышают ее активы. Накопленный убыток достиг 87 млрд вон
(64 млн долл). Только 2022 году Enertech впервые за последние годы
получила прибыль в 2,96 млрд вон (2,2 млн долл).
«Рэнера» планирует запустить завод мощностью 4 ГВт•ч в год (примерно
50 тыс. электромобилей) осенью 2025 года. АО «Кама» (проект Сергея
Когогина и Рубена Варданяна) хочет ставить эти батареи в электромобиль «Атом».
Enertech в 2021 году создала структуру «Рэнера-Энертек», которая в 2023 году
зарегистрировала в РФ пять патентов на изобретения, в числе которых патент на
батарею для электромобиля с улучшенными характеристиками охлаждения. Авторы
патентов имеют корейские имена, отмечает «Коммерсант». Выручка
«Рэнера-Энертек», по данным «Спарк», в 2022 году составила 705 млн рублей,
прибыль от продаж — 9,5 млн рублей, чистый убыток — 171 млн
рублей.
Enertech развивает достаточно передовую технологию NMC
(литий-никель-марганец-кобальт-оксидные аккумуляторы), наиболее подходящую для
использования в электротранспорте, говорит Игорь Чаусов из АНО «Центр
«Энерджинет». «Решение Росатома приобрести технологию можно только
приветствовать, поскольку литий-ионные аккумуляторы в большом количестве нужны
России уже сейчас, а создание собственной технологии займет в лучшем случае
три-четыре года»,— цитирует его «Коммерсант».
Дмитрий Бабанский из SBS Consulting добавляет, что Enertech в 2021 году
заявляла о начале выпуска аккумуляторов по технологии NMC811. «Такая химия
должна снизить стоимость ячейки за счет меньшего использования кобальта,—
отмечает он.— На разработку технологии компания потратила минимум пять лет,
учитывая, что у них уже были наработки».
Российскую технологию производства литий-ионных аккумуляторов создает
консорциум «Инэнерджи» c «Росатомом» в рамках соглашения с правительством РФ,
отмечает Игорь Чаусов: «Задачу по созданию собственной технологии логичнее
решать параллельно с освоением рынка, иначе к моменту, когда российская
технология будет готова, в условиях жесткой конкуренции окупить затраты на ее
создание будет намного сложнее», пишет «Коммерсант».