Минпромторг одобрил заявку «Рэнера» (входит в «Росатом») на специнвестконтракт (СПИК) по производству литий-ионных батарей на гигафабрике в Калининграде. СПИК даст им право называть свою продукцию российской еще до фактического запуска гигафабрики и участвовать в конкурсе Москвы на поставку 400 тыс. батарей на 130 млрд рублей. Сейчас «Рэнера» возит в РФ ячейки со своего южнокорейского завода Enertech, а предприятие в Калининграде оценочной стоимостью в 51 млрд руб. заработает осенью 2025 года.
МОСКВА, 14 июня (BigpowerNews) Межведомственная комиссия Минпромторга
одобрила заявку «Рэнера» на заключение СПИК на производство литий-ионных
аккумуляторов, рассказали газете «Коммерсант» несколько источников. «Рэнера»
получит налоговые льготы в обмен на инвестиции в строительство гигафабрики в
Калининградской области.
«Рэнера» подпишет контракт с Минпромторгом и Калининградской областью. В
СПИК будут включены три элемента: производство ячеек, батарей и систем
накопления энергии. «Росатом», по сведениям газеты, планирует объявить о
заключении соглашения на ПМЭФ. В «Рэнера» отказались раскрывать подробности
СПИК до подписания контракта, отмечает «Коммерсант».
Главная преференция для «Рэнера» от СПИК — упрощенное получение статуса
«сделано в России» для продукции. «Рэнера» будет возить ячейки из Южной Кореи с
завода Enertech International («Рэнера» владеет 98,32% компании), которые
благодаря СПИК будут считаться локализованными даже до старта работы
гигафабрики в Калининграде. Гигафабрику планируется построить к осени 2025
года, а к 2030−му вывести на полную мощность. Объем инвестиций в
калининградский завод, включая R&D-центр, оценивается в 51 млрд
рублей.
Статус локализованных батарей позволит «Росатому» участвовать в будущем
конкурсе Москвы на поставку 400 тыс. батарей для электротранспорта объемом
130 млрд рублей. Участник обязан производить ячейки в Москве, но если
освоение этого производства невозможно, то город закупит любые ячейки со
статусом «сделано в России», следует из условий конкурса. Сейчас «Рэнера»
собирает батареи на площадке Московского завода полиметаллов (мощность —
150 МВт•ч), а к концу года компания планирует начать сборку модулей в
«Технополисе Москва» (320 МВт•ч).
«Росатом» также надеется поставлять батареи автопроизводителям. За 2023–2025
годы госкорпорация хочет продать внутри страны батареи емкостью в
690 МВт•ч на 14,8 млрд рублей, а в 2030 году — уже 3,75 ГВт•ч на
35,6 млрд рублей. Дмитрий Бабанский из SBS Consulting, оценки которого
приводит «Коммерсант», считает, что планы выглядят достаточно реалистичными.
690 МВт•ч — немного больше 10 тыс. электромобилей, а 3,75 ГВт•ч
— около 60–70 тыс. В январе—мае 2023 года в РФ было продано почти
3,4 тыс. электромобилей, сообщал «Автостат», однако основная доля продаж
приходится на машины, ввозимые в РФ, в том числе по параллельному импорту. При
этом 719 автомобилей из общего объема реализовал Evolute, который собирает
машины в Липецке. Сергей Удалов из «Автостата» отмечает, что сейчас идет период
роста рынка электромобилей. По его оценке, к 2025 году ежегодные продажи могут
выйти на 10 тыс. штук — машины в том числе будут закупаться в такси,
каршеринги и другие коммерческие парки.
В 2025 году только АО «Кама» планировала выпустить 10 тыс. машин «Атом»
— «Рэнера» заявляла о планах оснащать их своими батареями. Кроме того, у
«Рэнера» и «Автотора» есть действующее соглашение о сотрудничестве, напоминает
газета. В калининградском автоконцерне ей уточнили, что планируют закупать у
«Рэнера» литий-ионные накопители «для производства аккумуляторных батарей
непосредственно на предприятии». Старт производства запланирован на 2024 год,
мощности будут рассчитаны на производство 60 тыс. батарей, но плановую
загрузку в «Автоторе» не раскрывают. В «Соллерсе» заявили, что рассматривают
«Рэнера» в качестве основного поставщика по проекту локализации батарей. В
АвтоВАЗе и Evolute не ответили на вопросы о планах сотрудничества, пишет
«Коммерсант».
Однако «Росатом» может столкнуться с проблемами при локализации компонентов.
Основные трудности будут связаны с производством катодных и анодных материалов
необходимого качества, полагает Игорь Чаусов из АНО «Центр «Энерджинет».
Сейчас в РФ не выпускается необходимое литиевое сырье, предприятия по его
производству должны появиться к 2026–2030 годам. Анодный материал лучше
обеспечен сырьем, но будет непросто выполнить жесткие требования к его
качеству, говорит Чаусов, отмечает газета.