Немецкий поставщик промышленного софта SAP уведомил партнеров и клиентов о прекращении поддержки своих решений в России. Клиенты разработчика уже начали передавать техподдержку своих систем локальными IT-компаниям. Одной из них может стать «Лаб СП», учрежденная бывшими сотрудниками SAP. Однако полная замена SAP пока невозможна, полагают эксперты, решения компании отвечают за работу базовых систем предприятий, и полноценных аналогов нет.
МОСКВА, 5 сентября (BigpowerNews) Немецкий разработчик систем управления
ресурсами организаций SAP сообщил российским партнерам о том, что до 31 декабря
2023 года отключит их от поддержки своего ПО, сообщает «Коммерсант», которому
далось ознакомиться с соответствующим письмом компании. В силе до истечения
полного срока контрактов остается только использование облачных сервисов.
С 4 сентября такие же письма получают около 100 клиентов, которые продолжают
пользоваться поддержкой систем SAP, уточняет источник газеты, знакомый с
ситуацией.
SAP официально объявил об уходе с российского и белорусского рынков еще в
марте 2022 года. В июне сообщил о реструктуризации офисов и переводе
сотрудников в страны СНГ: Армению, Азербайджан, Грузию, Казахстан и другие.
Однако компания сохранила поддержку существующих клиентов.
По состоянию на начало 2022 года SAP был одним из крупнейших поставщиков
промышленного специализированного софта на российском рынке с долей до 60%.
Выручка ООО САП СНГ, согласно последней опубликованной отчетности от 2020 года,
составляла 35,8 млрд рублей.
В декабре 2022 года бывшие сотрудники российского офиса SAP учредили ООО
«Лаб СП», которое занимается поддержкой продуктов SAP, а также разрабатывает
собственный софт.
По данным «СПАРК Интерфакс», ООО «Лаб СП» принадлежит на 100% Кошелеву
Владимиру Алексеевичу. Выручка ООО за последний квартал 2022 год составила
1,1 млн рублей, а чистая прибыль — 930 тыс. рублей.
«Мы полностью готовы к тому, чтобы поддерживать российских клиентов»,—
заявил «Коммерсанту» гендиректор «Лаб СП» Павел Деверилин. По его словам,
компания организована из сотрудников, которые «десятилетиями занимались
поддержкой продукции SAP». Павел Деверилин подчеркнул, что сейчас с «Лаб СП»
сотрудничают «десятки российских клиентов с системами SAP». Названия он не
раскрыл.
Одним из крупнейших клиентов SAP в России было ОАО РЖД, там использовали и
решения IBM и Oracle, которые тоже покинули РФ. К концу 2022 года ОАО РЖД
разработало план по замене недоступных решений на 6,4 млрд рублей. Самый
затратный проект оценивался в 1,84 млрд рубдей и предусматривал разработку
новой версии системы продажи билетов АСУ «Экспресс» к 2024 году.
В ОАО РЖД «Коммерсанту» заявили, что сейчас не используют поддержку SAP,
«вся техподдержка обеспечивается отечественными организациями».
SAP выступает мировым лидером поставки систем управления предприятиями
(ERP), отмечает президент ассоциации «Руссофт» Валентин Макаров. По его словам,
перевести управление организацией с немецкого софта на российский — выполнимая,
но сложная задача.
Среди вариантов Макаров назвал 1С и разработки компании «Ланит».
По данным директора центра компетенций управления предприятием холдинга Т1
Сергея Андриановского, сразу после решения ООО САП СНГ уйти из РФ на рынке
вырос спрос со стороны среднего и крупного бизнеса на услуги расширенной
техподдержки решений SAP и локализации систем. Он ожидает сохранение и даже
рост спроса в ближайшие три года.
Решения SAP, как правило, используются как центральные системы,
обеспечивающие базовые процессы предприятия, подчеркивает собеседник
«Коммерсанта» на IT-рынке. «Ключевой риск перехода с них — фактически полная
остановка работы. При этом полноценного аналога SAP в России пока нет»,—
отмечает он.