К 2030 году число электромобилей в Москве достигнет 315 тыс., или 6,8% легкового автопарка, после чего пойдет его «самостоятельный активный рост». Такие прогнозы обнародовали в столичном департаменте транспорта, где хотят к этому сроку установить 12,6 тыс. мощных зарядных станций на дорогах города, в торговых центрах, на придомовых территориях и в гаражах. В мэрии рассчитывают, внеся правки в городские градостроительные нормативы, обязать застройщиков смонтировать еще 5,5 тыс. зарядок на паркингах внутри жилых домов. Впрочем, в реальности планов сомневаются и сами чиновники, указывая на высокую стоимость электромобилей в РФ, необходимость перевести на электротягу 60 тыс. городских такси и внести правки в 107 федеральных документов для развития зарядной инфраструктуры в городах.
МОСКВА, 31 октября (BigpowerNews) – Как сообщает газета «Коммерсант», о
планах развития зарядной инфраструктуры для электромобилей на слушаниях в
Мосгордуме рассказал заместитель главы столичного департамента транспорта
Алексей Митяев. Из его доклада следовало, пишет издание, что сейчас в Москве
около 5 тыс. легковых электромобилей и 220 городских зарядных станций
(ЭЗС), а к концу года их число соответственно составит около 8 тыс. и 350
ЭЗС. По расчетам департамента транспорта Москвы и Москомархитектуры, к 2025
году в городе должно быть 63,7 тыс. электромобилей, к 2027 году —
125,4 тыс., а к 2030 году — около 315 тыс., или 6,8% легкового
автопарка. К этому времени, считают чиновники, в столице всего будет
насчитываться 4,6 млн легковых машин (сейчас 4 млн). А. Митяев
сослался на опыт ЕС и Китая: «Когда достигается цифра в 5% электрического
транспорта, идет самостоятельный активный рост. Задача города и страны —
максимально поддерживая, довести эту долю до 5%».
Поддерживать транспорт на электротяге в мэрии собираются, развивая
инфраструктуру.
Так, в 2021 году столичный мэр Сергей Собянин выделял 130 млн рублей на
установку 50 ЭЗС (мощностью 50 кВт). Сейчас в департаменте транспорта
рассчитывают смонтировать в городе к 2030 году 12,6 тыс. быстрых
(мощностью от 150 кВт) и средне-быстрых (мощностью 50–60 кВт)
зарядок. Для этого, по словам чиновников, стоит установить 1,75 тыс.
быстрых ЭЗС на улицах (по 200 зарядок ежегодно), 2 тыс. таких устройств на
придомовых территориях в жилых комплексах и еще 189 быстрых станций на вылетных
магистралях. По словам Митяева, такие мощности (до 150 кВт) нужны, чтобы
зарядка занимала не более 15 минут, «пока ты покупаешь продукты или берешь
кофе». В департаменте также считают необходимым установить до 2030 года
6 тыс. средне-быстрых ЭЗС в гаражных комплексах, 720 устройств
смонтировать у ТЦ, ресторанов, офисов и на других «приобъектных» парковках, а
еще 356 станций — в «многофункциональных общественных центрах». Наконец, еще
5,5 тыс. самых простых и медленных ЭЗС (мощностью от 11 до 22 кВт)
должны появиться на паркингах внутри многоквартирных зданий.
В презентационных материалах департамента, с которыми ознакомился
«Коммерсант», говорится, что оснащение зарядками гаражей, «приобъектных»
парковок и новостроек должно проходить за счет частных средств. Город, впрочем,
готов поучаствовать в покупке быстрых зарядок для существующих жилых
комплексов. В столичном департаменте транспорта дали понять, что готовят
изменения в постановление правительства Москвы 945−ПП (которым утверждаются
нормативы градостроительного проектирования), обязав застройщиков оснащать 10%
мест на строящихся паркингах ЭЗС на 11–22 кВт. Каким документом обяжут
ставить быстрые станции на придомовых территориях, в материалах департамента не
поясняется. Но говорится, что застройщик будет размещать там по 1−2 ЭЗС,
отмечает газета.
В свою очередь, в Москомархитектуре предлагают внести в постановление 945−ПП
нормы обеспеченности зарядными станциями дорожной сети, ТПУ и внутриквартальных
проездов, рассчитывая проводить контроль за их исполнением «на этапе разработки
проектной документации».
В дальнейшем, считают в ведомстве, коррективы могут быть внесены в
федеральные СанПиНы и ГОСТы, чем в Москомархитектуре занимаются вместе с
Минстроем РФ. Алексей Митяев пообещал застройщикам в качестве пряника закладку
при реконструкции городских улиц необходимых кабель-каналов и установку
трансформаторных станций с расчетом на ЭЗС — «это позволит серьезно сократить
стоимость их подключения». Сейчас стоимость «присоединения» чиновник оценил в
5–7 млн руб., желая сократить цифру до «нескольких тысяч».
Спикер Мосгордумы Алексей Шапошников поинтересовался, реальна ли ранее
обнародованная цифра в 1 млн электромобилей в Москве к 2035 году.
«Статистика показывает, что к этой цифре мы, скорее всего, придем»,— заверил
его Митяев. Чиновник надеется, что этому способствуют развитие
автомобилестроения в РФ, появление отечественных электробатарей для машин и
переход на электротягу сервисов каршеринга и такси.
Впрочем, в реальности планов сомневаются и сами чиновники, отмечает
«Коммерсант».
Зампред Москомархитектуры Сергей Костин, слова которого приводит издание,
пожаловался на нынешнюю среднюю цену электромобиля в РФ в 3 млн рублей
(например, «Москвич 3е» продается за 3,3 млн рублей). «Нужна машина с
другими стоимостными параметрами»,— считает он. Для развития зарядной
инфраструктуры в городах нужно поменять 107 федеральных документов, добавил
чиновник, уточнив, что сейчас в работе с Минстроем РФ находится 42 документа. В
пример он привел парковочные места, которые по нормативам для электромобилей
должны быть на 50% больше, и невозможность монтировать ЭЗС «ниже минус первого
этажа». По действующим нормам для размещения «зарядок» в своих комплексах
девелоперы должны «разрабатывать спецтехусловия», что господин Костин назвал
«кормушкой для пожарных служб». Проблемой чиновник счел и перевод на
электротягу 60 тыс. городских такси, уточнив, что сейчас они паркуются во
дворах. Правда, в Москомархитектуре уже нашли «130–140 площадок» с прицелом
сделать там «что-то вроде зарядных хабов». Упомянул Сергей Костин и придомовые
территории, сказав, что «не так дорого» подключить ЭЗС к подстанциям (они есть
на каждые 5−6 домов), «но возникает проблема, как эти зарядные места
администрировать с учетом нашей заполняемости дворов», пишет «Коммерсант».