Правительство РФ согласилось предоставить особый системообразующий статус с равными правами сразу двум компаниям — госхолдингу «Россети» и принадлежащей мэрии Объединенной энергетической компании (ОЭК). Но точка не поставлена: в «Россетях» настаивают на продолжении дискуссии в правительстве. В Москве такое исключение экономически оправданно, считают аналитики. Источники в отрасли опасаются, что другие регионы тоже захотят получить особые права.
МОСКВА, 25 декабря (BigpowerNews) – Газете «Коммерсант» удалось ознакомиться
с последней версией законопроекта о создании системообразующих территориальных
сетевых организаций (ТСО) в регионах, которая находится сейчас в правительстве.
По информации издания, ключевое изменение в документе касается особенностей
процесса консолидации сетевых компаний в Москве. Во всех регионах страны будет
избираться только одна системообразующая ТСО для поглощения мелких активов, но
в столице их может оказаться две. В закон «О статусе столицы РФ» будет внесено
изменение, согласно которому в Москве «допускается функционирование двух
системообразующих ТСО в определенных границах зон деятельности».
В Москве работают две крупные ТСО: ПАО «Россети Московский регион»
(подконтрольно госкомпании «Россети») и АО «Объединенная энергетическая
компания» (ОЭК, принадлежит департаменту городского имущества Москвы). Обе
компании выступают «держателями котла» (собирают с потребителей деньги за
передачу электроэнергии).
Выручка ОЭК в 2022 году — 42,54 млрд рублей, чистая прибыль —
13,15 млрд рублей. Выручка ПАО «Россети Московский регион» в 2022 году —
198,28 млрд рублей, чистая прибыль — 11,4 млрд рублей.
«Россети» в Москве имеют значительно больше условных единиц оборудования,
поэтому по формальному признаку именно они должны получить системообразующий
статус. Но ситуация не устроила мэрию Москвы, поскольку затрагивает
экономические интересы ОЭК: по законопроекту компания с системообразующим
статусом автоматически становится единственным «держателем котла».
Как рассказывают источники «Коммерсанта», дискуссия между мэрией Москвы и
Минэнерго длилась с 2022 года. Письма за подписью мэра столицы Сергея Собянина
с просьбой сделать исключение для Москвы были направлены в правительство и
регулирующие органы. Весной 2023 года аппарат правительства поручил Минэнерго
«согласовать разрабатываемый законопроект» с правительством Москвы, пишет
«Коммерсант со ссылкой на документ от 16 мая. Как говорят два источника газеты,
именно «поправка Сергея Собянина» тормозила внесение законопроекта в
правительство и Госдуму.
Вероятно, дискуссия не закончена. В «Россетях» сказали газете, что участвуют
в проработке изменений в 35−ФЗ и «в соответствии с поручениями президента
Владимира Путина законопроект направлен на создание единого центра
ответственности за надежность энергоснабжения в каждом субъекте РФ».
«Полагаем, что любые исключения из вышеуказанной концепции требуют
обсуждения на площадке аппарата правительства РФ»,— подчеркнули в
«Россетях».
Основной риск принятия поправок в пользу Москвы заключается в том, что
другие регионы также захотят получать исключения, говорят источники
«Коммерсанта». В частности, подобная ситуация может произойти в
Санкт-Петербурге, где работают «Россети» и принадлежащая городским властям АО
ЛОЭСК. В Минэнерго на вопросы не ответили, ФАС поддерживала предложения мэрии
Москвы, отмечает газета.
В случае московской энергосистемы наличие двух системообразующих ТСО
наиболее оправданно с экономической точки зрения, считает директор Центра
исследований в электроэнергетике НИУ ВШЭ Сергей Сасим. По его оценкам,
потенциальный положительный эффект от введения двух системообразующих ТСО в
столице составит около 2,7 млрд рублей. Господин Сасим также не ожидает
дополнительного роста тарифов в Москве из-за введения двух системообразующих
ТСО.
Законопроект кардинально меняет взаимоотношения в отрасли, и не в лучшую
сторону, сказал в «Сообществе потребителей», комментируя документ в целом.
«Вводимые запреты и ограничения не гарантируют повышения качества и
надежности электроснабжения, но при этом совершенно точно ведут к
искусственному росту тарифов на электроэнергию,— говорят там.— Возвращается
практика дорогостоящей «последней мили» при подключении к сетям, появляются
новые обязательные расходы на содержание системообразующей сетевой организации
даже там, где она не требуется». Потребители также считают, что у крупных
предприятий возникает риск расчленения единых технологических комплексов, а у
всего региона — обязанность оплачивать через тариф расходы на сети,
обслуживающие преимущественно одного потребителя, пишет «Коммерсант».