МОСКВА, 16 января (BigpowerNews) – Ассоциация
«Сообщество потребителей энергии» (СПЭ, объединяет крупных
промышленных потребителей электроэнергии) попросила
правительство РФ вернуть законопроект о создании системообразующих
территориальных сетевых организаций (СТСО) в регионах в Минэнерго РФ на
доработку. Об этом глава СПЭ Валерий Дзюбенко написал в письме на имя
курирующего в кабмине ТЭК вице-премьера Александра Новака (копия документа от
25 декабря есть в распоряжении BigpowerNews).
«Просим Вас вернуть рассматриваемый законопроект в Минэнерго России для его
доработки с учетом замечаний и предложений представителей промышленных компаний
и бизнес-объединений», говорится в письме.
По мнению СПЭ, принятие законопроекта в текущем виде «несет риски и
негативные последствия для функционирования промышленных предприятий и
электросетевого комплекса».
В числе наиболее существенных негативных последствий в ассоциации называют
«фактический запрет на осуществление деятельности» моноТСО (обслуживающие
преимущественно одного потребителя ТСО), а также «барьеры для инвестиций и
развития промышленных площадок из-за фактического возврата к механизму аренды
«последней мили» для новых технологических присоединений к сетям ЕНЭС».
В частности, в СПЭ обращают внимание, что в соответствии с предполагаемыми
законопроектом изменениями в ФЗ «Об электроэнергетике», ТСО становится
коммерческой организацией, которая оказывает услуги по передаче электрической
энергии исключительно СТСО, если электроснабжение осуществляется на
территориях, связанных с Единой энергетической системой России.
Таким образом, отмечают в ассоциации, ТСО, включая моносетевые организации,
созданные для электроснабжения крупных промышленных потребителей, не смогут
обеспечить электроснабжение таких предприятий.
Одновременно с этим законопроектом установлен запрет на оказание услуг по
передаче электрической энергии по сетям ЕНЭС территориальным сетевым
организациям и моносетевым организациям, указывается в письме. Согласно
предлагаемым изменениям в ФЗ «Об электроэнергетике», «Россети» будут вправе
оказывать услуги по передаче электроэнергии лицам, имеющим в собственности
объекты электроэнергетики и (или) энергопринимающие устройства, непосредственно
присоединенные к ЕНЭС, за исключением ТСО, а также СТСО.
В связи с этим СПЭ предлагает предусмотреть в законопроекте исключения,
позволяющие моноТСО продолжать деятельность на действующих основаниях и по
действующим правилам, включая заключение моносетевыми организациями прямых
договоров с их потребителями (монопотребителями), оказание услуг по передаче и
получение платы по таким договорам.
Также СПЭ выступает против предусмотренной законопроектом возможности
включения в тариф на услуги по передаче электрической энергии затрат СТСО на
приобретение электросетевых объектов.
Помимо этого, ассоциация не согласна с тем, что законопроект ограничивает
возможность владельцев промышленных комплексов продавать промышленные объекты
вместе с электросетевыми объектами. Документ предусматривает преимущественное
право СТСО осуществлять выкуп: объектов электросетевого хозяйства ТСО, в
отношении которых с ней заключен договор о порядке использования, а также
объектов электросетевого хозяйства, с использованием которых оказываются или
оказывались после 1 января 2023 года услуги по передаче электроэнергии.
«Такое изменение лишает потребителей возможности продажи своего
промышленного оборудования совместно с сетевыми объектами, как единого
промышленного комплекса. Указанное обстоятельство нарушает право потребителя
свободно распоряжаться собственным имуществом», говорят в СПЭ.
В целом, по мнению потребителей, «результатом такого регулирования
может стать перенос расходов моноТСО в котловой тариф или необходимость
организации дублирующей схемы энергоснабжения транзитных потребителей,
запитанных через электросетевые объекты промышленных предприятий, а также риск
фрагментации единого электросетевого комплекса, обслуживающего промышленные
площадки, поскольку СТСО наделяется преимущественным правом покупки
электросетевых объектов бывшей ТСО в случае их продажи». Кроме того,
«обслуживание и развитие электросетевых объектов моноТСО классом напряжения 110
кВ и выше потребует квалификации, которая в потенциальных СТСО, как правило,
отсутствует, что может привести к росту аварийных и внеплановых отключений в
электросетевом комплексе, рискам для нормального функционирования опасных
производственных объектов. Возврат к механизму аренды «последней мили»
устанавливает барьер для повышения инвестиционной активности энергоёмких
предприятий», утверждается в письме.
В Минэнерго России не стали комментировать замечания потребителей. При этом
представитель ведомства сказал BigpowerNews, что министерство не считает
необходимым возвращать законопроект на доработку. «Россети» на момент
публикации не ответили на запрос BigpowerNews относительно позиции компании по
претензиям СПЭ.
По информации BigpowerNews, в очередной раз законопроект будет
рассматриваться правительственной комиссией по развитию электроэнергетики под
председательством Александра Новака 18 января.
В «Сообществе потребителей энергии» заявили BigpowerNews, что принятие
законопроекта приведет к снижению прозрачности работы сектора и сокращению
возможности выявления и культивирования лучших практик и соответственно не
позволит повысить надежность электросетей.
«Повышать надежность электросетей необходимо, контролируя в первую очередь
эффективность работы электросетевых компаний, качество и надежность
энергоснабжения, а не количество юридических лиц в этом секторе», считает
Валерий Дзюбенко.
«Череда сложных и масштабных аварий в электросетевом комплексе страны в
период холодов в последние годы и сопряженных с ними аварий в ЖКХ показала, что
административное сгребание всех сетевых объектов в один холдинг не даёт
ожидаемых результатов. Монополизация сектора, замена реального контроля
эксплуатационного состояния «бумажным», а значит расширение возможностей
скрывать истинное положение дел – вот основные слагаемые большой проблемы,
выливающейся сейчас наружу в прямом и переносном смысле», добавил он отметив,
что число ТСО за последние годы снизилось на четверть – с 1712 до 1290, а
«информации об авариях со значимыми последствиями для потребителей меньше не
становится».
«Монополизация в сетевом комплексе через ужесточение требований к размерам
ТСО, а не к эффективности и качеству их работы, а также планы наделить СТСО
исключительными правами и полномочиями, слабо связанными с повышением
надежности энергоснабжения», снижает прозрачность работы сектора и сокращает
возможность выявления и культивирования лучших практик», уверен он.
«Стремление регулятора навести порядок среди ТСО отвечает интересам
потребителей, но видимость «простых» решений в таких вопросах – не просто
иллюзия, а источник новых, зачастую, более серьезных проблем. Создание СТСО как
«поставщика последней надежды» – способного на подхват бесхозяйных сетевых
активов в регионах, где есть такая проблема, ликвидация сложных аварий,
недоступная для уже упомянутых квази-сетевых компаний, неспособных на
полноценное функционирование – одно дело. Другое – когда под этим благовидным
предлогом фактически осуществляется передел рынка, возвращается однажды уже
отмененная «последняя миля», чинятся препятствия для нормального
функционирования сетевых объектов промышленных предприятий. Тем более
недопустимо использовать для покупки сетевых объектов тарифные источники.
Потребители уже оплатили создание и содержание сетевых объектов, на которые
нацелился монополист, и не должны еще раз раскошеливаться на их консолидацию»,
заключил Дзюбенко.