Комитет Госдумы по энергетике предложит Федеральной антимонопольной службе
проанализировать ценовые последствия внедрения механизма «бери или плати» для
промышленных потребителей электроэнергии, а также последствия от реализации
«сценария» полного перехода промышленных потребителей на собственную генерацию.
Об этом говорится в материалах комитета по итогам обсуждения инициатив группы
«Россети».
Из материалов следует, что ФАС также получила ряд поручений президента РФ
Владимира Путина по итогам рассмотрения обращения «Россетей», и будет работать
с ними. По словам начальника отдела антимонопольного контроля оптового рынка
электроэнергии управления регулирования электроэнергетики ФАС Максима
Пальянова, целесообразным может быть внедрение решений в «пилотных регионах»,
где проблемы перекрестного субсидирования «стоят остро». При этом в ходе
заседания он отметил, что проблему следует решать «сбалансированным и
эффективным методом, который бы всех устроил, в том числе потребителей».
Он подчеркнул, что в случае внедрения принципа «бери или плати» не только
для новых, но и для старых потребителей, нет определенности, кто передаст
информацию в ФОИВы для расчета тарифных последствий. «Как справедливо отметили
Россети, даже у них нет информации о максимальных мощностях [старых]
потребителей. Для того, чтобы оценить тарифные последствия этих потребителей, у
службы нет информации», отметил Пальянов, напомнив, что решения в конечном
счете будут применять регуляторы органов исполнительной власти субъектов
РФ.
Председатель комитета по энергетике Павел Завальный отметил, что комитет
считает оптимальным переход для всех категорий потребителей с мощностью
техприсоединения более 670 КВт на оплату электроэнергии по двухставочному
тарифу. Он состоит из ставки, отражающей удельную величину расходов на
содержание и развитие электрических сетей, потерь на ее передачу и стоимости
генерации электроэнергии.
По словам заместителя генерального директора по реализации услуг и
транспорту электроэнергии «Россетей» Елены Андреевой, объем неиспользуемой
максимальной мощности по отдельным группам потребителей составляет до 60−70% от
объема, заявленного при технологическом присоединении. Среднее значение
загрузки центров питания напряжением 35 кВт и выше не превышает и 60%. Растут
объемы строительства объектов электросетевого хозяйства для энергоснабжения
новых потребителей вместо использования незагруженных сетевых мощностей. В
результате происходит рост тарифов на услуги по передаче электроэнергии для
всех потребителей, а поскольку он ограничен в пределах не выше инфляции, это
приводит к недофинансированию инвестиционных программ сетевых организаций
снижает надежность энергоснабжения.
По данным «Россетей», за период с 2011 по 2021 годы прирост заявленной
потребителями мощности согласно выданным актам о технологическом присоединении
составил 122 ГВт, а прирост фактической потребляемой мощности за счет указанных
потребителей составил только 9,5 ГВт.
В Ассоциации «Сообщество потребителей энергии» инициативы назвали избыточными и
необоснованными. По их оценкам, суммарная дополнительная нагрузка на
потребителей оценивается в 75−100 млрд руб. ежегодно без фактического прироста
объемов потребления энергии и мощности. Кроме того, по мнению ассоциации,
исключение экономических стимулов для продолжения работы объектов локальной
генерации по правилам объединенного рынка электроэнергии и мощности приведет к
их выводу их эксплуатации и, как следствие, возникновению дефицита мощности в
территориальных энергосистемах, компенсация которого потребует инвестиций в
строительство замещающих объектов генерации, оцениваемого в 85−150 млрд руб. в
год.