МОСКВА, 9 апреля (BigpowerNews) – Правительство РФ внесло в Госдуму РФ
одобренный 5 апреля на заседании кабмина
проект
федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «Об
электроэнергетике» и отдельные законодательные акты РФ», направленный на
введение статуса системообразующих территориальных сетевых организаций (СТСО) в
каждом субъекте РФ как единого центра компетенций, а также на совершенствование
правового регулирования оперативно-диспетчерского и оперативно-технологического
управления в электроэнергетике, на постепенное создание и введение в
использование цифровых информационных моделей, внедрение интеллектуальных
систем управления и расчётных модулей с использованием цифровых технологий, а
также на другие изменения. Документ размещен в базе данных парламента.
Совет Госдумы по итогам рассмотрения законопроекта на заседании 8 апреля
назначил ответственным за законопроект Комитет Госдумы по энергетике. Также
совет определил, что отзывы, предложения и замечания к законопроекту должным
быть внесены до 7 мая. Планируется, что Госдума рассмотрит законопроект в
мае.
Как указывается в пояснительной записке к законопроекту, документ направлен
на достижение следующих целей:
создание законодательной основы для формирования нормативно-правовой
и нормативно-технической базы, обеспечивающей условия для надежного
энергообеспечения потребителей электрической энергии, со стороны некрупных
территориальных сетевых организаций (ТСО) на уровне распределительной сети;
формирование в каждом субъекте РФ единого центра ответственности,
отвечающего за надежное и бесперебойное энергоснабжение потребителей.
создание законодательной основы для формирования нормативно-правовой
и нормативно-технической базы, обеспечивающей условия для технологического
развития российской электроэнергетической системы, включая внедрение новых
высокоэффективных технологий и интеллектуальных систем управления, а также для
повышения надежности и стабильности функционирования Единой энергетической
системы России (ЕЭС) за счет внедрения автоматического дистанционного
управления режимами работы объектов электрической сети и объектов генерации из
диспетчерских центров.
СЕТИ
«Некрупные ТСО в штатных условиях не обладают достаточными ресурсами для
проведения необходимого объема работ, а в сложившихся условиях при накопившемся
износе распределительной сети проблемы с надежностью энергоснабжения будут
только нарастать. В этом случае становится актуальным ускорение процедур
принятия изменений в законодательство для введения статуса СТСО в каждом
регионе как единого центра компетенций», отмечается в пояснительной
записке.
По словам разработчиков документа, законопроектом предполагается создание
основы по устранению рисков неготовности ТСО к ликвидации последствий аварий
природного и техногенного характера в целях обеспечения надежности и качества
электроснабжения в субъектах РФ, в том числе за счет механизма заключения
обязательных для СТСО договоров о порядке использования объектов
электросетевого хозяйства, а также законодательного закрепления возможности
оказания услуг по передаче электрической энергии потребителям только через
СТСО.
По мнению разработчиков документа, предлагаемая правовая конструкция
(создание СТСО) позволит:
повысить надежность и качество энергоснабжения потребителей;
не допустить увеличения тарифов для потребителей;
обеспечить непрерывность энергоснабжения потребителей, зависящих от
собственников объектов электросетевого хозяйства, которым не будет установлен
тариф на очередной период регулирования и потребителей, зависящих от
бесхозяйных объектов ЭСХ;
повысить соблюдение Правил технической эксплуатации электрических станций
и сетей РФ, утвержденных приказом Минэнерго России от 4 октября
2022 г. № 1070, в частности, в части создаваемого аварийного запаса
объектов электросетевого хозяйства;
установить договорную ответственность СТСО непосредственно перед
потребителями (действующими в их интересах сбытовыми организациями) за
надежность и качество энергоснабжения;
повысить соблюдение требований Правил работы с персоналом в организациях
электроэнергетики РФ, утвержденных приказом Минэнерго России от
22 сентября 2020 г. № 796; Правил по охране труда при
эксплуатации электроустановок, утвержденных приказом Минтруда России от
15 декабря 2020 г. № 903н;
сохранить действующую договорную модель: сетевая организация
энергосбытовая организация потребитель;
сохранить за лицами, которые лишены и будут лишены статуса ТСО, право
распорядиться объектами электросетевого хозяйства по своему усмотрению;
обеспечить сбалансированность степени ограничения прав владельцев объектов
электросетевого хозяйства (в части обязательности договоров о порядке
использования) и СТСО, а также результатов, достигаемых таким ограничением.
«Так как сфера оказания услуг по передаче электрической энергии не является
потенциально конкурентным видом деятельности и изначально носит естественно
монопольный характер, создание СТСО является закономерным шагом, направленным
на реализацию с наименьшими рисками уже принятого государством и нормативно
закрепленного решения о сокращении количества небольших ТСО. Это позволит более
эффективно использовать в деятельности субъектов естественных монополий «эффект
масштаба», преодолеть квазиконкурентые условия деятельности искусственным
образом созданных ТСО как побочных последствий введения непрозрачных котловых
моделей тарифообразования в целях необоснованного перераспределения котловой
выручки», считают разработчики законопроекта.
Предполагается, что ТСО, соответствующие установленным Правительством РФ
критериям, продолжат свою деятельность и смогут получать тот же объем выручки
от оказания услуг, что и в настоящее время (изменяется только договорная схема
отношений с потребителями услуг, в которую включается СТСО как гарант
надежности энергоснабжения, экономические условия деятельности ТСО остаются
прежними).
В целях максимальной централизации ответственности перед потребителями во
всем электросетевом комплексе (не только распределительном) в законопроекте
также предусмотрены изменения, направленные на исключение нормы, допускающей
устранение Россетей, как организации по управлению единой национальной
(общероссийской) электрической сетью ( ЕНЭС), от обслуживания
потребителей, имеющих присоединение к объектам ЕНЭС иных лиц, ограниченных в
праве заключения договоров с потребителями услуг. «Указанная норма за все время
ее существования надлежащим образом не применялась на практике, но в то же
время, несет в себе риски нарушения интересов потребителей (как показал
многолетний опыт тарифного регулирования собственные тарифы владельцев объектов
ЕНЭС могут существенно превышать тариф организации по управлению ЕНЭС)»,
отмечается в пояснительной записке.
Там сообщается, что в анализе правоприменительной практики разработанных в
законопроекте норм участвовали 1679 территориальных сетевых организаций,
которым в 2022 году был установлен тариф на услуги по передаче
электрической энергии. Указанные сетевые организации оценивались исходя из
характеристик и показателей электросетевого хозяйства, которыми они
владеют.
Законопроект определяет требования, которые связаны с осуществлением
предпринимательской и иной экономической деятельности и оценка соблюдения
которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора),
муниципального контроля, привлечения к административной ответственности,
предоставления лицензий и иных разрешений, аккредитации, оценки соответствия
продукции, иных форм оценки и экспертизы.
Законопроектом изменяется модель ценообразования. Закрепляется модель
«котел-сверху», в соответствии с которой услуги по передаче электрической
энергии потребителям будет оказывать только СТСО, а прочие территориальные
сетевые организации будут оказывать услуги по передаче электрической энергии
иным ТСО, в том числе и СТСО. Указанные требования являются предметом
государственного контроля за деятельностью субъектов естественной монополии.
Контроль за соблюдением антимонопольного законодательства, соблюдением
законодательства в сфере регулирования цен (тарифов) подпадает под действие
административной ответственности, установленной статьей 9.21. Кодекса
Российской Федерации об административных правонарушениях.
ДИСТАНЦИОННОЕ УПРАВЛЕНИЕ И ЦИФРОВЫЕ МОДЕЛИ
Кроме того, законопроектом предполагается комплексное определение системы
оперативно-технологического управления как неотъемлемой составляющей
обеспечения процесса функционирования объектов электроэнергетики.
Одной из первоочередных мер для решения задач по внедрению новых
высокоэффективных технологий и интеллектуальных систем управления,
автоматического дистанционного управления режимами работы объектов
электрической сети и объектов генерации из диспетчерских центров разработчики
документа называют последовательное создание единого информационного описания
электроэнергетической системы и объектов электроэнергетики в виде цифровой
машиночитаемой модели. Поясняется, что для этого в Федеральном законе от 26
марта 2003 г. № 35−ФЗ «Об электроэнергетике» вводится определение
«цифровая информационная модель объекта электроэнергетики».
Правительство РФ и Минэнерго России наделяются полномочиями по утверждению
правил формирования, ведения и порядка раскрытия (предоставления) цифровых
информационных моделей электроэнергетических систем и цифровых информационных
моделей объектов электроэнергетики, а также правил осуществления
автоматизированного информационного обмена и предоставления информации в
области электроэнергетики в электронном виде для обеспечения совместимости
передаваемых и получаемых данных с использованием цифровых информационных
моделей объектов электроэнергетики и цифровых информационных моделей
электроэнергетических систем.
«Это позволит сформировать условия для постепенного создания и введения в
использование цифровых информационных моделей, внедрения интеллектуальных
систем управления и расчетных модулей с использованием цифровых технологий»,
указывается в пояснительной записке.
Кроме того, отмечается там, использование единых стандартов и правил
формирования цифровых моделей энергетических систем и объектов
электроэнергетики позволит сократить затраты субъектов отрасли на организацию
информационного обмена.
Энергетической стратегией РФ на период до 2035 года, утвержденной
распоряжением Правительства РФ от 9 июня 2020 г. № 1523−р,
предусмотрен переход оперативно-диспетчерского управления на автоматическое
дистанционное управление режимами работы объектов электрической сети
220 кВ и выше и объектов генерации 25 МВт и выше в Единой энергетической
системе России, а также объектов электрической сети 110 кВ и выше и объектов
генерации 5 МВт и выше в технологически изолированных территориальных
электроэнергетических системах.
Как отмечается в пояснительной записке, опыт внедрения дистанционного
управления показал, что большинство строящихся (реконструируемых) объектов
электроэнергетики уже сейчас оснащаются оборудованием и устройствами нового
поколения, которые позволяют реализовать дистанционное управление без
дополнительных материальных затрат.
Для реализации дистанционного управления необходимы оснащение объектов
электроэнергетики современной автоматизированной системой технологического
управления (АСУ ТП) и организация каналов связи и передачи телеметрической
информации в диспетчерские центры. «Указанные требования являются общепринятыми
при проектировании современных объектов электроэнергетики и сегодня должны
выполняться в отношении новых (реконструируемых) объектов электроэнергетики
классом напряжением 220 кВ и выше и мощностью 25 МВт и более вне зависимости от
того, каким способом в отношении них будет организовано
оперативно-диспетчерское управление в электроэнергетике путем команд
дистанционного управления или отдачи голосовых команд диспетчерским
персоналом.
«Для обеспечения практической реализации этих положений Энергетической
стратегии необходимо создать нормативно-правовую основу для обеспечения
перехода на дистанционное управление из диспетчерских центров. Для этого
необходимо установить на законодательном уровне обязанность субъектов
электроэнергетики по организации осуществления дистанционного управления в
отношении строящихся и реконструируемых объектов электроэнергетики, а также в
отношении эксплуатируемых ими объектов электроэнергетики. Также необходимо
предусмотреть источники и механизмы финансирования организации дистанционного
управления в отношении действующих объектов, в том числе путем учета
соответствующих расходов в плате за мощность генерирующих объектов и при
установлении цен (тарифов) на услуги по передаче электрической энергии»,
подчеркивается в пояснительной записке.
В отношении существующих (находящихся в эксплуатации) объектов
электроэнергетики законопроектом устанавливается обязанность по обеспечению
дистанционного управления из диспетчерских центров, которая будет определяться
исходя из наличия технической возможности, определяемой в соответствии с
критериями, установленными Правительством РФ или уполномоченным им федеральным
органом исполнительной власти (Минэнерго России).
В частности, как следует из законопроекта, в отношении существующих
объектов, уже имеющих такую техническую возможность, переход на дистанционное
управление из диспетчерских центров осуществляется до 1 января
2027 г. в соответствии с планами-графиками, разработанными владельцами
этих объектов. В отношении существующих объектов, не имеющих технической
возможности, такая возможность создается при последующей реконструкции таких
объектов электроэнергетики, если реконструкция затрагивает оборудование и
устройства, подлежащие дистанционному управлению из диспетчерских центров, при
этом сроки проведения такой реконструкции законопроектом не регламентируются и
определяются собственниками соответствующих объектов электроэнергетики
самостоятельно, в рамках планирования и реализации ими своей инвестиционной и
эксплуатационной деятельности. В отношении объектов, на вывод из эксплуатации
которых до 1 января 2027 г. получено согласование уполномоченного
органа, переход на дистанционное управление из диспетчерских центров не
осуществляется. В отношении объектов, которые не имеют такой технической
возможности и планируются собственником к выводу из эксплуатации без проведения
реконструкции (модернизации) объекта, законопроект не предусматривает
обязательного проведения мероприятий по формированию технической возможности
организации дистанционного управления из диспетчерских центров.
Законопроектом предусмотрены разработка нормативных правовых актов для
закрепления обязательного минимального состава оборудования и устройств,
подлежащих дистанционному управлению из диспетчерских центров, а также объемы
реконструкции объектов электроэнергетики, при выполнении которых обеспечивается
техническая возможность реализации дистанционного управления из диспетчерских
центров. Это позволит нормативно закрепить минимально необходимый объем
реконструкции объектов электроэнергетики для формирования технической
возможности дистанционного управления из диспетчерских центров.
Дистанционное управление из диспетчерских центров нагрузкой потребителей и
изменение в этой части действующих Правил полного и (или) частичного
ограничения режима потребления электрической энергии не планируются. Изменения
в статьи Федерального закона, регулирующие вопросы ограничения режима
потребления, законопроектом не вносятся.
Критерии и порядок оценки экономической эффективности оперативных
диспетчерских команд и распоряжений Системного оператора и иных субъектов
оперативно-диспетчерского управления (ОДУ) устанавливаются Правилами оптового
рынка электрической энергии и мощности, утвержденными постановлением
Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2010 г. № 1172.
Внесение изменений по вопросу определения экономической эффективности
оперативных диспетчерских команд и распоряжений Системного оператора,
выдаваемых в том числе с использованием средств дистанционного управления,
законопроектом не предусматривается.
Кроме того, законопроектом предполагается комплексное определение системы
оперативно-технологического управления как неотъемлемой составляющей
обеспечения процесса функционирования объектов электроэнергетики.
СРОК ВСТУПЛЕНИЯ В СИЛУ
Нормы законопроекта вступают в силу с 1 сентября 2024 г, что, по словам
разработчиков документа, обусловлено следующим:
В части совершенствования правового регулирования деятельности ТСО
вступление в силу положений законопроекта связано с нормативно-закрепленными
сроками установления регулирующими органами цен (тарифов) для регулируемых
организаций. Рассмотрение регулирующими органами предложений об установлении
тарифов осуществляется с 1 мая года, предшествующего очередному периоду
регулирования, и заканчивается не позднее чем 20 декабря года, предшествующего
очередному периоду регулирования. Для избежания формирования выпадающих
расходов у СТСО необходимо обеспечить возможность заключения договоров о
передаче в эксплуатацию объектов электросетевого хозяйства между СТСО и ТСО и
возможность учета расходов на переданные по указанным договорам СТСО объекты
электросетевого хозяйства при формировании предложений
по установлению цен (тарифов) СТСО на очередной период регулирования, который
наступит с 1 января 2025 г.
В части совершенствования правового регулирования деятельности ТСО
вступление в силу положений законопроекта с отлагательным сроком применения
отдельных пунктов связано с нормативно-закрепленными сроками установления
регулирующими органами цен (тарифов) для регулируемых организаций. Цены
(тарифы) и (или) их предельные уровни вводятся в действие с начала очередного
года на срок не менее 12 месяцев, поэтому необходимо применение отдельных
пунктов с начала очередного периода регулирования;
В части оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике
посредством дистанционного управления из диспетчерских центров вступление в
силу положений законопроекта связано с необходимостью создания нормативной
основы для реализуемых в настоящее время проектов по организации и
осуществлению дистанционного управления, а также обеспечения возможности
принятия подзаконных нормативных правовых актов Правительства РФ и Минэнерго
России, предусмотренных проектируемой статьей 151 Федерального закона и
необходимых для реализации положений указанной статьи в предусмотренные ею
сроки (в том числе начиная с 1 января 2025 г.). Аналогичным образом в части
положений законопроекта, регулирующих вопросы формирования, поддержания в
актуальном состоянии и использования цифровых информационных моделей в сфере
электроэнергетики, осуществления с их применением автоматизированного
информационного обмена, связано с необходимостью реализации полномочий
Правительства РФ и уполномоченного федерального органа исполнительной власти по
нормативной регламентации соответствующих отношений на уровне подзаконных актов
(для этого положения законопроекта, закрепляющие такие полномочия должны
вступить в силу), а также создания законодательной основы для продолжения
реализации субъектами отрасли функций по моделированию электроэнергетических
систем и объектов электроэнергетики и учета соответствующих расходов при
установлении цен (тарифов) в электроэнергетике.