«Росатом» купил 50% компании «Парус электро» — одного из крупных производителей зарядных станций для электромобилей, а также инверторов для ВИЭ и систем хранения энергии. В «Росатоме» называют сделку «взаимным развитием компетенций». Госкорпорация развивает свои производства электромобилей и литий-ионных батарей, поэтому покупка позволит дополнить портфель и создать единую экосистему. В отрасли есть сомнения относительно качества продукции «Парус электро», хотя в компании уверяют в надежности собственного производства.
МОСКВА, 16 апреля (BigpowerNews) АО «Русатом Автоматизированные системы
управления» (РАСУ, входит в «Росатом») приобрело 50% в уставном капитале
компании «Парус электро», следует из данных ЕГРЮЛ. Структура госкорпорации
стала владельцем пакета в ноябре 2023 года. У «Парус электро» было всего два
акционера: Владимир Хлебников владел 55%, а Денис Павлюк — 45%. Теперь у
каждого из них осталось по 25% компании, говорится в бухгалтерской отчетности
«Парус электро», пишет газета «Коммерсант».
«Парус электро» — один из крупнейших российских производителей зарядных
станций для электромобилей (ЭЗС), базирующийся в Москве. В 43 регионах РФ
установлено более 1 тыс. быстрых ЭЗС компании. «Парус электро» также
выпускает ЭЗС для «Энергии Москвы» (проект мэрии по созданию городской зарядной
инфраструктуры). Также компания производит инверторы для солнечной генерации
(доля рынка, по словам Владимира Хлебникова, составляет около 50%) и источники
бесперебойного питания (ИБП, системы хранения энергии).
В 2023 году выручка «Парус электро» выросла сразу на 106,9%, до 5 млрд
руб., а чистая прибыль — на 47,6%, до 708 млн руб., следует из отчетности
компании по РСБУ. Деятельность по продаже зарядных станций для электромобилей
принесла компании 452,3 млн руб., что всего на 0,8% больше, чем в 2022
году. Основной прирост произошел за счет производства электрической
распределительной и регулирующей аппаратуры (на 140,7%, до 4,2 млрд
руб.).
В «Росатоме» говорят, что основная цель создания партнерства — объединение и
взаимное развитие компетенций в области высокотехнологичного
электротехнического оборудования. «Парус электро» помимо ЭСЗ и ИБП производит и
другую силовую преобразовательную технику, которая применяется в промышленности
и разных отраслях энергетики, в том числе на объектах генерации и распределения
энергии, пояснили в госкорпорации. В рамках партнерства уже ведутся реализация
совместных проектов и разработка решений для применения в новых проектах
атомной отрасли, говорят в «Росатоме». «Синергия технологических наработок и
возможностей» есть в рамках обеспечения «бесперебойной работы центров обработки
и хранения данных», применения в производстве электроэнергии из ВИЭ, а также
электромобильности (например, развитие зарядной инфраструктуры позволяет
стимулировать спрос на автомобили с электроприводом).
«Мы увидели в госкорпорации системного партнера с имеющейся стратегией до
2045 года и с широкими экспортными перспективами, что укладывалось в нашу
собственную стратегию — стать отраслевым национальным чемпионом и выйти на
экспорт в ряд стран дальнего зарубежья, где также занять значимую долю рынка»,—
сказал Владимир Хлебников «Коммерсанту».
Дмитрий Бабанский из SBS Consulting, мнение которого приводит газета,
отмечает, что возможна синергия нового бизнеса как со сбытовым бизнесом
«Росатома» (продажа электроэнергии), так и с производством батарей (продолжение
эксплуатации литий-ионных батарей в ЭЗС). Производство ЭЗС — перспективное
направление с учетом существующих планов по электрификации транспорта, говорит
аналитик.
С 2022 года в РФ реализуется программа субсидирования установки быстрых ЭЗС
мощностью от 150 кВт — все устанавливаемые по ней станции должны быть
российскими. По данным Минэкономики, с 2022 года в РФ установлено более
1,1 тыс. быстрых ЭЗС. В 2024 году предполагается установить еще около
1,4 тыс. В 2023 году, по данным «Автостата», продажи новых электрокаров
увеличились в пять раз, до 14,1 тыс. штук. Стоимость быстрых ЭЗС «Парус
электро» от 150 кВт — 2,5–3,9 млн руб. (с НДС) в зависимости от
комплектации, уточняет господин Хлебников, указывая на глубину локализации
более 60%.
У российских ЭЗС периодически возникают проблемы в работе, о чем
пользователи пишут в отраслевых чатах. В начале 2022 года сбои происходили в
работе коннекторов китайского протокола GB/T на ЭЗС «Парус электро», но теперь
таких перебоев не наблюдается. В. Хлебников уточнил, что в 2022 году компания
оперативно переработала конструктив ЭЗС, добавив коннектор GB/T и выпустила
новый контроллер, пишет «Коммерсант».