Структура Алексея Лебедева, имеющего совместные проекты с топ-менеджерами и основателями «Трансмашхолдинга» (ТМХ), получила более 70% в производителе ЭЗС «Яблочков». Пока такие станции работают на уровне самоокупаемости, но их экономика будет улучшаться с ростом парка электромобилей, говорят аналитики.
МОСКВА, 14 августа (BigpowerNews) ООО ВТР Алексея Лебедева, который может
быть связан с ТМХ, стало совладельцем производителя ЭЗС под брендом «Яблочков»
ООО «Юпитер». Изначально ВТР получила 53,56%, затем увеличила долю до 70,66%,
по данным СПАРК. Как сказано в отчетности ВТР, доля в «Юпитере» приобретена за
440 млн рублей, сообщает газета «Коммерсант». Два источника издания на
рынке также говорят, что совладельцем «Юпитера» стала структура, которая может
быть связана с ТМХ.
«Юпитер», сказано в профиле в базе фонда «Сколково», занимает первое место
по числу выпущенных ультрабыстрых ЭЗС мощностью от 100 кВт в России и ЕАЭС
с более 100 штук.
Из них 70 ЭЗС мощностью 300–500 кВт произведено для электробусов
Москвы. Среди других клиентов — «Россети» и сети АЗС. По 11,84% «Юпитера»
владеют основатель Самвел Аветисян и Алексей Моторенко.
В 2023 году выручка «Юпитера» сократилась на 87,3%, до 154,4 млн
рублей, чистый убыток был 130,4 млн рублей против прибыли годом ранее. В
отчетности компании снижение выручки объясняется переносом подписания крупного
контракта с 2023 года на 2024−й при сохранении расходов и высоком темпе работ.
Разработки, говорится в документе, связаны с ростом доли китайских
электромобилей, где используется стандарт заряда (Gb/T), ранее мало
применявшийся в России, отмечает «Коммерсант».
По данным СПАРК, которые приводит газета, Алексей Лебедев возглавляет ООО
«Р-Альянс», которому принадлежит «РэйлАльянс» — поставщик запчастей для ТМХ.
Кроме того, господин Лебедев совместно с гендиректором ТМХ Кириллом Липой
владеет долями в ООО «Авиатрейн», ООО «Кей Энд Эл Инвест», ООО «Новые решения»
и ООО «Лайтхаус». Совладельцы «Лайтхаус» — основатели ТМХ Искандар Махмудов и
Андрей Бокарев. В отчетности ВТР также сказано о получении от ТМХ долгосрочных
займов в 3,65 млрд рублей. В ТМХ комментарий не предоставили. Знакомый с
ситуацией источник «Коммерсанта» говорит, что ТМХ не имеет отношения к сделке.
Связаться с Алексеем Лебедевым не удалось, отмечает издание.
Источник «Коммерсанта» отмечает, что покупка производителя ЭЗС может
обеспечить синергию с другими активами Алексея Лебедева и его партнеров.
В холдинг «Транскомпонент», среди владельцев которого, по данным СПАРК,
структуры господина Лебедева, Кирилла Липы, Искандара Махмудова и Андрея
Бокарева, входит компания «ПК Транспортные системы», которая выпускает
электробусы.
Дмитрий Бабанский из SBS Consulting отмечает, что производство ЭЗС —
довольно перспективный рынок. В прошлом году в РФ было установлено
1,15 тыс. ЭЗС, в этом — планируется 1,43 тыс. штук, одновременно
расширяется и география поставок, поясняет он. На 2023 год в России работало
около 7,5 тыс. ЭЗС, включая «домашние».
Как поясняет Д. Бабанский, пока рост числа ЭЗС опережает рост объемов рынка
электромобилей, в связи с чем некоторые станции работают на уровне
самоокупаемости. Но по мере увеличения парка электромобилей экономика ЭЗС будет
улучшаться за счет снижения удельных постоянных расходов, прогнозирует
аналитик. Дмитрий Бабанский добавляет, что ЭЗС — фактически еще новая отрасль,
поэтому на рынке работает более десятка производителей.
Михаил Осеевский, глава «Ростелекома», о развитии ЭЗС, июнь 2024 года,
«Интерфакс»:
«Этот рынок будет, очевидно, конкурентным — на нем будет много игроков».
По данным «Автостата», в январе—июле в РФ продано 11,38 тыс. новых
электромобилей, что в 2,1 раза больше, чем годом ранее. Но в июле впервые
с августа 2022 года продажи сократились год к году — на 1%, до 1,09 тыс.
штук. Как отмечают в «Автостате», развитие рынка невозможно только за счет
расширения сети ЭЗС, пишет «Коммерсант».