Обзор подготовлен VEGAS LEX специально для
BigpowerNews
Материалы по
теме:
Постановления Правительства РФ от 26.08.2024 № 1150 «О внесении изменений в
постановление Правительства РФ от 27.12.2004 № 861[1]»
https://www.bigpowernews.ru/research/docs/document115704.phtml
Главный тезис. Законодатель упростил условия технологического
присоединения энергопринимающих устройств заявителей к электрическим сетям.
Анализируемое постановление Правительства РФ разработано в рамках перехода к
целевой модели, которая обеспечивает технологическое присоединение к
электрическим сетям базовых станций[2] и инфраструктуры подвижной радиотелефонной связи вдоль
автомобильных дорог и направлено на разрешение важных задач, которые были
обозначены в поручениях Президента РФ[3]:
повышение доступности энергетической инфраструктуры;
обеспечение потребителям электрической энергии возможности
использования всех доступных ресурсов для технологического присоединения к
электрическим сетям;
исключение случаев строительства дублирующей электросетевой
инфраструктуры не обеспеченной спросом на электрическую энергию;
повышение надежности и качества энергоснабжения
потребителей;
минимизация рисков затягивания сроков технологического
присоединения заявителей.
Актуальность вопроса, на решение которого направлено разработанное
постановление Правительства, заключается в необходимости реализации
общенациональной задачи по развитию мобильного интернета на автомобильных
дорогах общего пользования в части обеспечения технологического присоединения к
электрическим сетям базовых станций.
Нахождение объектов связи вдоль автомобильных дорог в значительной
удаленности от объектов электросетевого хозяйства сетевых компаний приводит к
увеличению финансовых затрат операторов связи на подключение к электрическим
сетям.
Вместе с тем, на автомобильных дорогах уже существует инфраструктура,
которая подключена к электрическим сетям, но присоединение новых объектов
(напр., объектов связи) к указанной инфраструктуре невозможно по причине
установленного Правилами ограничения на осуществление опосредованного
технологического присоединения:
запрет на перераспределение максимальной мощности между
юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, которые имеют на праве
собственности или на ином законном основании энергопринимающие устройства,
подключенное к сетям после 01.01.2009 г.,
сооружение и дальнейшее содержание сетевой инфраструктуры, не
обеспеченной конечным спросом на электрическую энергию, негативным образом
отражается на деятельности сетевых компаний, поскольку ограничивает возможность
проведения программ необходимой модернизации и реновации существующей
инфраструктуры,
потенциальные новые потребители, которые могли бы использовать
и оплачивать услуги сетевых компаний по передаче электрической энергии в случае
возможности присоединения посредством перераспределения максимальной мощности,
вынуждены принимать решения об электроснабжении своих устройств альтернативным
способом, не связанным с использованием в дальнейшем услуг сетевых
компаний.
В условиях законодательных ограничений по перераспределению мощности новая
инфраструктура, которая дублирует существующую инфраструктуру, подлежит
включению в состав платы за присоединение, что приводит к отказу потребителей в
пользовании услугами сетевых компаний.
Перечисленные выше факторы негативно влияют на финансово-экономическое
положение хозяйствующих субъектов, поскольку с 01.07.2024 действующим
законодательством[4] снят запрет
на включение в состав платы за технологическое присоединение заявителей
мощность устройств которых превышает 150 кВт инвестиционной составляющей на
покрытие расходов, связанных с развитием инфраструктуры, что в свою очередь
повысит затраты заявителей на технологическое присоединение к электрическим
сетям.
Следовательно, негативные эффекты, возникающие в связи с наличием
обозначенных проблемных вопросов, выражены в следующем:
Создание и дальнейшее содержание дублирующей сетевой
инфраструктуры, не обеспеченной конечным спросом на электрическую энергию.
Это негативным образом отражается на деятельности сетевых компаний,
поскольку ограничивается возможность проведения программ необходимой
модернизации и реновации существующей инфраструктуры и в конечном счете
приводит к ухудшению качества и надежности энергоснабжения потребителей.
Невозможность дальнейшего развития беспроводной подвижной
радиосвязи вдоль автомобильных дорог.
Ухудшение доступности энергетической инфраструктуры в связи с
затягиванием сроков технологического присоединения заявителей по причине
«неурегулированности» вопросов, которые связаны со строительством объектов
электросетевого хозяйства в границах земельного участка заявителя, а также
отсутствием установленных для сетевой компании сроков направления проекта
договора заявителю при отсутствии установленной стандартизированной тарифной
ставки определяющей величину платы за технологическое присоединение к
электрическим сетям территориальных сетевых компаний.
Изменения, которые внесены в Правила технологического присоединения,
затрагивают следующие положения:
снятие запрета на опосредованное присоединение
энергопринимающих устройств, обеспечивающих энергоснабжение линий связи,
сооружений связи, средств связи, средств телевизионного вещания и радиовещания,
максимальная мощность которых составляет не более 150 кВт,
снятие с 01.07.2024 запрета на перераспределение мощности
энергопринимающих устройств (синхронизировано со сроками, указанными в
федеральном законе от 16.02.2022 г. №12−ФЗ);
предоставление возможности определения под границей участка
заявителя, предусмотренного проектом на объект капитального строительства
вводного устройства (вводно-распределительного устройства, главного
распределительного щита) по соглашению сторон,
исключение для «льготных» категорий заявителей указывать в
заявке сроки проектирования и поэтапного введения в эксплуатацию
энергопринимающих устройств,
урегулирование порядка направления проекта договора при
отсутствии установленной стандартизированной тарифной ставки.
Если технические условия предусматривают мероприятия по строительству
объектов электросетевого хозяйства от существующих до присоединяемых
энергопринимающих устройств заявителя, по которым стандартизированные тарифные
ставки на период регулирования не установлены, сетевая организация для
установления соответствующих стандартизированных ставок направляет в течение 20
календарных дней со дня поступления заявки материалы в исполнительный орган
субъекта РФ в области государственного регулирования тарифов.
Вывод. Принятое постановление Правительства РФ, которым внесены
изменения в Правила технологического присоединения, способствует достижению
следующих целей:
создание инфраструктуры для размещения линий и оборудования
связи при строительстве и реконструкции автомобильных дорог общего
пользования;
финансирование расходов, связанных с подключением оборудования
операторов связи к электросетям, за счет средств дорожных фондов и бюджетов
субъектов РФ;
утверждение порядка установления единых тарифов на услуги по
размещению линий и оборудования связи на объектах, находящихся в
государственной и муниципальной собственности, а также на опорах воздушных
линий электропередачи и наружного освещения.
[1] Далее
по тексту – Правила технологического присоединения, Правила.
[2] Под
базовыми станциями в контексте подвижной радиотелефонной связи представляют
собой системные комплексы приёмопередающей аппаратуры, предназначенные для
централизованного обслуживания абонентов.
Они используются в обеспечении связи между мобильными устройствами, такими
как мобильные телефоны, рации и другие беспроводные устройства.
[3]
Поручения Президента РФ от 24.10.2020 № Пр-1726ГС и от 04.09.2021 № Пр-1723 по
вопросу перехода к целевой модели, обеспечивающей технологическое присоединение
к электрическим сетям базовых станций и инфраструктуры подвижной
радиотелефонной связи вдоль автомобильных дорог.
[4] Ранее в
Закон об электроэнергетике были внесены изменения (см. – Федеральный закон от
16.02.2022 №12−ФЗ
«О внесении изменения в статью 23.2 Закона об электроэнергетике».