В планы развития БАМа, где сейчас работают только тепловозы, могут включить полную электрификацию — такой проект анонсировал на ВЭФ президент России. Сейчас ОАО РЖД за 220 млрд рублей электрифицирует восточные участки БАМа. При сопоставимых параметрах затраты на электрификацию еще более 2 тыс. км магистрали превысят 660 млрд рублей даже без учета потенциальных расходов на техприсоединение, сложностей с доставкой материалов и увеличения стоимости со временем. Источники финансирования проекта пока не ясны.
МОСКВА, 6 сентября (BigpowerNews) Владимир Путин заявил о желательности
полной электрификации БАМа, пишет газета «Коммерсант». «На всем протяжении БАМа
предстоит проложить сплошные вторые пути,— сказал президент на пленарном
заседании ВЭФ.— При этом уже сейчас нужно думать о перспективе. Считаю, что нам
нужно сделать БАМ не только полностью двухпутным, но и электрифицировать эту
магистраль». В ОАО РЖД электрификацию не комментируют, отмечает издание.
ОАО РЖД сейчас завершает второй этап расширения БАМа и приступает к
третьему, в ходе которого по преимущественно однопутному БАМу должны быть
практически на всем протяжении уложены вторые пути — в общей сложности
1,8–2 тыс. км, говорил в июле заместитель гендиректора ОАО РЖД Андрей
Макаров. О сплошной электрификации в паспорте третьего этапа, утвержденном в
апреле, речи не идет.
Сейчас ОАО РЖД ведет работы по электрификации восточных участков БАМа —
Комсомольск-на-Амуре—Ванино, ведущего к Тихому океану, и
Комсомольск—Волочаевка, соединяющего БАМ с Транссибом. Завершение работ
планируется на конец 2026 и 2025 года соответственно. Базовая стоимость — около
220 млрд рублей.
По данным «Коммерсанта», нуждающееся в электрификации расстояние от Таксимо
до Комсомольска — 2,3 тыс. км — в три раза превышает протяженность
электрифицируемых участков. Таким образом, по оценкам газеты, если
ориентироваться на затраты по электрификации восточного БАМа, полная
электрификация может обойтись в 660 млрд рублей.
Но собеседник издания в отрасли говорит, что цифра не отражает реальные
затраты, так как участки отличаются по сложности подвоза материалов, а долгие
сроки означают существенный рост стоимости.
Источник «Коммерсанта» напоминает, что ОАО РЖД потратит на техприсоединение
на восточном БАМе 40 млрд руб., так как оказалось единственным крупным
заявителем в регионе, и на центральном и западном отрезках вероятно повторение
ситуации.
В «Системном операторе» говорят, что перспективные потребители в западной
части БАМа есть, но масштабные планы, в том числе электрификация БАМа,
потребуют строительства новых электростанций. В «Россетях» «Коммерсанту»
сообщили, что обсуждают с ОАО РЖД возможность реализации электроснабжения всего
БАМа. Это требует развития существующих сетей (высоковольтных линий 220 кВ
вдоль БАМа), что повысит и надежность электроснабжения потребителей, а также
окажет влияние на развитие новых месторождений и производств, говорят в
«Россетях». Называть конкретные цифры в компании сочли «преждевременным».
Управляющий партнер Rollingstock Agency Александр Поликарпов полагает, что
электрификация БАМа даст наибольший эффект после запуска дублеров тоннелей (то
есть за горизонтом 2032 года) и расширения до двух путей на всей магистрали. По
его оценке, в лучшем случае проект завершится в середине 2030−х годов. «В
настоящее время сроки стоят более далекие, но после предложения главы
государства на ВЭФ их могут сдвинуть влево»,— полагает он.
Источник финансирования электрификации пока не ясен. Третий этап БАМа и
Транссиба стоит 3,74 трлн рублей, значительную часть этой суммы для ОАО РЖД
обязался привлечь у банков подрядчик через модель договора с рассрочкой платежа
(EPCF) на десять лет.
Собеседник «Коммерсанта» среди клиентов ОАО РЖД опасается, что
электрификация будет «по традиции» профинансирована за счет целевой надбавки к
тарифу, как ранее капремонт.
Сейчас ОАО РЖД, чтобы увеличить объем перевозок по дефицитной инфраструктуре
БАМа, внедряет тяжеловесное движение. Третья очередь расширения БАМа и
Транссиба предполагает возможность вождения тяжеловесных поездов весом 7,1 тыс.
тонн по всей протяженности БАМа. Для этого нужны мощные электровозы.
Александр Поликарпов говорит, что для эффективной работы в сложных условиях
БАМа, скорее всего, потребуются новые модели электровозов. Учитывая сроки
полной электрификации, производители смогут наладить выпуск, и за поставку
электровозов на БАМ стоит ожидать напряженную конкурентную борьбу, считает
эксперт. Но, добавляет он, возникнет вопрос использования новых мощных
тепловозов, созданных для БАМа и находящихся в разработке. По словам господина
Поликарпова, на Восточном полигоне работает около 120 тепловозов 3ТЭ25К2М и
более 20 новых 3ТЭ28, повышенные характеристики которых будут излишни на других
магистралях. При планируемой электрификации, по его словам, важно сохранить
эффективность инвестиций в создание тепловозов, для чего уже на этапе
проектирования стоит закладывать модернизацию для менее сложных условий, пишет
«Коммерсант».