Соответствующую инициативу сейчас прорабатывают Минтранс, Минэнерго, ОАО РЖД и «РусГидро». Это позволит сократить перевозки на ТЭС угля из удаленных регионов и расчистить на Восточном полигоне место для 2,4 млн тонн нефтяных и неэнергетических грузов. По данным энергетиков, проект может быть реализован путем расширения пропускной способности станций, с которых угольщики Дальнего Востока отгружают продукцию, чтобы увеличить объемы отгрузки и снизить отпускные цены на уголь хотя бы до уровня Кузбасса.
МОСКВА, 30 сентября (BigpowerNews) В рамках плана мероприятий по
обеспечению увеличения перевозок грузов железнодорожным транспортом в числе
прочего обсуждается обеспечение перевозки угля в адрес предприятий «РусГидро» с
ближайших месторождений Дальневосточного федерального округа (ДФО), сообщает
«Коммерсант» со ссылкой на проект плана, представленного Минтрансом.
ОАО РЖД часто приводит перевозки угля в адрес дальневосточных ТЭС как пример
нерациональных. Как писал в апреле занимавший тогда должность замгендиректора
ОАО РЖД Алексей Шило, такие перевозки с дальностью свыше 5 тыс. км, в том
числе из Сибирского федерального округа (СФО), «являются одним из ключевых
факторов, обуславливающих повышенную загрузку лимитированных провозных
способностей инфраструктуры Восточного полигона». В частности, отмечал он, в
первом квартале на 47% выросли поставки в адрес ТЭС «РусГидро» со стороны
Кузбасса, в то время как «угледобывающие компании, расположенные на Дальнем
Востоке, отгружают свою продукцию преимущественно в экспортном сообщении» и не
выражают заинтересованности во взаимодействии с «РусГидро», напоминает
«Коммерсант».
Сейчас, по данным газеты, согласно проекту плана, за счет сокращения таких
перевозок ожидается увеличение провозной способности Восточного полигона на
2,4 млн тонн в год под экспортные и внутренние перевозки иных грузов, «в
том числе нефтяных грузов, черных металлов, зерновых грузов, химических и
минеральных удобрений, а также контейнеров».
В ОАО РЖД изданию сообщили, что «проблема неоптимальной логистики
топливно-энергетических грузов приводит к ограничению возможности вывоза на
восток продукции высоких переделов предприятий других отраслей промышленности
и, соответственно, прямым потерям российской экономики».
Только за первое полугодие такие поставки угля в адрес потребителей ДФО из
более западных регионов выросли на 26% относительно аналогичного периода
прошлого года, до 4 млн тонн, говорят в ОАО РЖД. Перевозки с
нефтеперерабатывающих заводов, расположенных в западных регионах страны, в
восточном направлении за это время увеличились на 8,7%, добавили там, указав,
что неоднократно обращали на проблему внимание Минэнерго.
Для ТЭС «РусГидро» угли месторождений ДФО допущены к использованию по итогам
опытных сжиганий, говорит замгендиректора «РусГидро» Александр Чариков, слова
которого приводит «Коммерсант». Работа на местных углях, отмечает он,
безусловно, дает преимущество, поскольку обеспечивается надежность работы
оборудования и значительно упрощается их доставка по железной дороге в
сравнении с доставкой дальнепривозных углей (СФО).
Вместе с тем электростанции закупают уголь на конкурсной основе,
ориентируясь на качество и цену поставки, и в условиях конкурсов не учитывается
регион происхождения или транспортное плечо. А. Чариков подтверждает, что
контрактация углей осуществляется по итогам открытых закупочных процедур,
проводимых в соответствии с 223−ФЗ, без региональных ограничений. В Минэнерго
газете сообщили, что совместно с угольными компаниями ДФО подготовили
предложение по сокращению поставок дальнепривозных углей, которое сейчас
находится на рассмотрении Минтранса и ОАО РЖД. «Все вопросы, связанные с
контрактацией, будут решаться совместно с ФАС, «РусГидро» и угольными
компаниями»,— добавили в министерстве.
Александр Чариков говорит, что основная идея по стимулированию
угледобывающих компаний ДФО к увеличению поставок для нужд энергокомпаний
округа «заключается в реализации со стороны ОАО РЖД мероприятий, обеспечивающих
расширение пропускной способности станций, с которых осуществляется отгрузка
угля, что позволит угольщикам ДФО нарастить объемы отгрузки, в том числе в
адрес энергосистем ДФО». Такая мера, отмечает он, должна мотивировать
угледобывающие компании округа, не теряя объем и рентабельность на экспортных
направлениях, «снизить ценовые предложения для внутреннего рынка как минимум до
уровня цен на кузбасский уголь, а как максимум — до цен, включенных в тарифы
энергокомпаний». Этот подход обсуждается на площадке Минтранса с участием всех
заинтересованных сторон, добавляет он, пишет «Коммерсант».