Проект Генсхемы размещения энергообъектов после общественных обсуждений подорожал на 1,5 трлн руб.— до 42,53 трлн руб. при сокращении объемов строительства новой генерации на 3 ГВт, до 88,1 ГВт. В переработанной версии в приоритете — строительство новых парогазовых блоков на ТЭС, а также инновационные сверхкритические угольные блоки, что может обойтись рынку дороже. Из документа убрали подвергшийся наибольшей критике проект строительства Новочеркасской АЭС, и сократились планы по строительству генерации для закрытия энергодефицита в Москве.
МОСКВА, 25 октября (BigpowerNews) «Системный оператор» (диспетчер
энергосистемы)
опубликовал переработанную версию Генсхемы размещения
энергообъектов до 2042 года после завершения общественных обсуждений.
Основное изменение — объем вводов новой генерации снизился на 3 ГВт, до
88,1 ГВт, а затраты на строительство выросли на 1,5 трлн руб., до
42,53 трлн руб. с НДС, пишет сегодня газета «Коммерсант».
Недостаточность выручки, получаемой генкомпаниями и электросетями при
существующих тарифах и ценах, относительно предыдущего варианта генсхемы
выросла на 3,9 трлн руб., до 41,4 трлн руб. Большую часть средств для
инвестиций генкомпании получают от потребителей.
На развитие генерирующих мощностей АЭС, ГЭС, ТЭС и возобновляемых источников
энергии российским энергокомпаниям до 2042 года потребуется инвестировать около
39,98 трлн руб. с НДС, что на 1 трлн больше, чем в предыдущей версии
документа. Инвестиции на развитие электросетевого хозяйства выросли на
0,5 трлн руб., до 2,55 трлн руб.
Генсхема размещения энергообъектов определяет места и сроки строительства
новых электростанций и сетевых объектов, по закону корректируется каждые три
года. При строительстве новых ТЭС в обновленном документе рекомендовано
сместить акцент со строительства ПСУ на парогазовый цикл и строить новые
угольные высокоэффективные паросиловые блоки большой мощности. Вероятно,
предполагает «Коммерсант», речь идет об угольных энергоблоках со
сверхкритическими параметрами пара (работают с повышенным КПД), которых в РФ
пока нет.
Объем вводов ТЭС до 2042 года в новой редакции снижен на 1,645 ГВт, до
35,026 ГВт, в основном за счет электростанций, функционирующих в режиме
комбинированной выработки. Мощность ТЭС, вводимых до 2036 года, снижена почти
вдвое, до 7,744 ГВт.
Так, для покрытия дефицита энергомощностей в южной части энергосистемы
Москвы пока учтены только 150 МВт новых мощностей вместо предусмотренных
ранее 1 ГВт. А вместо двух линий постоянного тока пропускной способностью
по 1,5 ГВт от Нововоронежской и Курской АЭС до Москвы теперь упоминается
строительство только одной такой линии — от Нововоронежской АЭС и двух обычных
ЛЭП 750 кВ.
Объем вводов АЭС до 2042 года увеличен на 800 МВт, до
29,299 ГВт. В частности, на 800 МВт увеличена мощность двух
энергоблоков на Приморской АЭС, теперь мощность станции может достичь
2 ГВт. Из скорректированного проекта убрали подвергшийся массированной
критике проект Новочеркасской АЭС в Ростовской области на 2,5 ГВт, которую
планировалось построить в 2036–2038 годах. Вместо нее фигурирует Южная АЭС той
же мощности, которая может быть размещена в Ростовской области или
Краснодарском крае. Исключен и проект Красноярской АЭС на 5 ГВт, вместо
чего предлагается построить две АЭС по 2,5 ГВт — Северскую АЭС в Томской
области и Восточно-Сибирскую АЭС в Иркутской области.
Вводы новых ГЭС и ГАЭС сокращены на 1,4 ГВт, до
7,755 ГВт. Из планов исчез проект Центральной ГАЭС на 1,3 ГВт и
Селемджинская ГЭС на 100 МВт в Амурской области. Объем
вводов ВИЭ до 2042 года снижен на 0,8 ГВт, до 16,587 ГВт.
Планируемые вводы ЛЭП увеличились на 7%, до 13,8 тыс. км,
вводы трансформаторной мощности — на 15,6%, до 14,1 тыс. МВА.
У директора Центра исследований в электроэнергетике НИУ ВШЭ Сергея Сасима в
части реализации генсхемы особые опасения вызывает тарифная недостаточность в
электросетевом комплексе. «Условия действующего законодательства и богатая
региональная практика тарифного регулирования ограничили инвестиционные
возможности электросетевого комплекса до критически низкого уровня»,— цитирует
его «Коммерсант». Как считает эксперт, источников для исправления ситуации два:
увеличение тарифной выручки или бюджетные субсидии.
В Минэнерго газете сообщили, что после рассмотрения документа направят в
правительство предложения по источникам финансирования. В «Совете рынка»
считают, что потребность в средствах можно закрыть за счет существующих
механизмов — от конкурентного отбора мощности до отборов мощности
модернизируемых и новых объектов. По мнению регулятора, обеспечить требуемый
уровень валовой выручки генкомпаний можно через корректировки параметров,
используемых при определении цен на мощность и электроэнергию. «Необходимо
также учитывать допустимые уровни роста нагрузки на потребителей, в том числе
на население»,— считает регулятор.
В «Сообществе потребителей энергии» отметили, что генсхема показала глубокий
разрыв между запросами энергетики и возможностями экономики. Заполнить его, по
мнению ассоциации, можно только кардинальным ужесточением требований к
эффективности энергокомпаний, расширением бюджетного финансирования и запуском
инвестиционных механизмов. «В противном случае рост энерготарифов уничтожит
преимущества единой энергосистемы»,— подчеркивают там, пишет «Коммераснт».