МОСКВА, 24 февраля (BigpowerNews) Минэнерго России разработало
проект приказа
О внесении изменений в Правила разработки и применения графиков аварийного
ограничения режима потребления электрической энергии (мощности) и использования
противоаварийной автоматики, утвержденные приказом Минэнерго России от 06 июня
2013 г. № 290 (далее Правила). Документ опубликован Федеральном портале
проектов нормативных правовых актов.
Необходимость подготовки документа объясняется существенным увеличением в
2024 году аварийности генерирующего оборудования на фоне значительного роста
максимумов потребления мощности в условиях экстремально высоких температур
наружного воздуха в ряде объединенных энергосистем Единой энергетической
системы России (ОЭС Юга, ОЭС Сибири и ОЭС Востока), следует из пояснительной
записки к проекту.
В частности, указывается там, в ОЭС Юга это привело к рискам перегрузки с
последующим повреждением объектов электросетевого комплекса, для исключения
которой в условиях отсутствия резервов мощности неоднократно вводились в
действие графики ограничения режима потребления и графики временного отключения
потребления, суммарный максимальный объем аварийных ограничений
потребителей составил 1453 МВт. В ОЭС Сибири и ОЭС Востока риски ввода графиков
временного отключения потребления в осенне-зимний период 2023/2024 гг.
составляли 670 МВт и 971 МВт соответственно.
«В 2025 г. в указанных энергосистемах прогнозируется дальнейший рост
потребления электрической энергии и мощности, что с учетом аварийности
генерирующего оборудования приводит к сохранению существенных рисков ввода в
действие графиков аварийного ограничения режима потребления электрической
энергии (мощности) (ГАО) в объеме не менее 1200 МВт в ОЭС Юга, 915 МВт в
ОЭС Востока, 644 МВт в ОЭС Сибири», отмечается в пояснительной записки.
«Указанные факторы требуют совершенствования действующего порядка разработки
и применения ГАО. Проект приказа направлен на решение указанной задачи и
предусматривает корректировку существующей процедуры разработки и применения
ГАО»,- отмечают разработчики проекта приказа.
В частности, проектом приказа предусмотрены:
1. Изменение порядка формирования сетевыми
организациями перечней потребителей, в отношении энергопринимающих устройств
которых может осуществляться аварийное ограничение режима потребления
электрической энергии (мощности).
Они учитывают, что
проектом
постановления Правительства РФ «О внесении изменений в Правила
полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической
энергии, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 04
мая 2012 г. № 442», предусмотрено приоритетное включение в ГАО промышленной
нагрузки по отношению к бытовым и социально значимым объектам потребителей, а
также ограничение круга объектов потребителей, которые могут быть включены в
графики ограничения режима потребления, энергопринимающими устройствами
максимальной мощностью 150 кВт и более, присоединенными к объектам
электросетевого хозяйства на уровне напряжения 6 кВ и выше.
2. Внесение в Правила корреспондирующих изменений,
необходимых для реализации положений указанного проекта постановления о
возможности дифференциации требований к ГАО для зимнего и летнего периодов года
в случае, если это предусмотрено заданием диспетчерского центра на разработку
ГАО.
3. Порядок разработки ГАО в большем объеме или
внесения изменений в уже утвержденные ГАО по инициативе сетевой организации для
предотвращения развития и ликвидации аварийных ситуаций в распределительных
электрических сетях и ротации отключаемых потребителей. Данная возможность
предусмотрена проектом постановления, а регламентация процедуры взаимодействия
для ее реализации осуществляется на уровне проекта приказа.
Совершенствование процедуры ввода и отмены графиков ограничения режима
потребления (далее – графики ограничения) в части:
изменения срока, до которого графики ограничения должны быть доведены до
потребителей и установления предельного срока, до которого распоряжение о вводе
в действие таких графиков должно быть выдано диспетчерским центром сетевой
организации;
возможности введения графиков ограничения не только с 00 часов 00
минут следующих суток, а с того часа, указываемого в диспетчерском
распоряжении, когда реально необходимо ограничение режима потребления;
определения порядка предоставления сетевыми организациями и потребителями
информации об объемах фактически введенных графиков ограничений, что позволит
исключить случаи предоставления формальной отчетности по факту трансляции
диспетчерского распоряжения в адрес организаций вторичных получателей команд
об аварийных ограничениях и потребителей в отсутствие контроля фактического
снижения нагрузки потребления.
4. Уточнение положений Правил, регулирующих порядок
применения ГАО, для однозначного понимания потребителями электрической
энергии, от какой именно величины нагрузки и в каком объеме должны выполняться
диспетчерские команды (распоряжения) о вводе в действие ГАО, переданные им
сетевыми организациями.