23 ноября 2010, 11:54|
Юрий Липатов, глава комитета Госдумы РФ по энергетике
Во избежание резкого роста тарифов на 2011 г необходимо установить его предельные параметры на федеральном уровне
МОСКВА, 23 ноября (BigpowerNews) Во избежание резкого роста тарифов
на 2011 г необходимо установить предельные параметры роста тарифов ЖКХ на
федеральном уровне, заявил глава комитета Госдумы РФ по энергетике Юрий
Липатов, под председательством которого 22 ноября прошел «круглый» стол на
тему: «Перспективы формирования долгосрочных тарифов (цен) на тепловую и
электрическую энергию (мощность) для конечного потребителя»
В своем выступлении Ю. Липатов, в частности, сказал: «После реализации
основных положений реформы электроэнергетики в отрасли совершен переход к
рыночным отношениям, в частности в части перехода от тарифного регулирования к
установлению рыночных цены на электроэнергию на оптовом и розничном рынках
электроэнергии и мощности. Вместе с тем в конечной цене электроэнергии
регулируемыми останутся: стоимость услуг гарантирующего поставщика
(сбытовая надбавка); стоимость услуг сетевых организаций; тарифы на
услуги по организации функционирования торговой системы оптового рынка
электрической энергии (мощности); цены (тарифы) на услуги по обеспечению
системной надежности.
Также регулированию будет подлежать плата за технологическое присоединение к
электрическим сетям.
Новым механизмом регулирования является установление долгосрочных тарифов на
услуги по передаче электрической энергии (RAB-регулирование) «.
Принципиальная новизна метода в том, что он устанавливает возможность для
регулируемой компании получения прибыли, адекватной инвестированному в компанию
капиталу.
Главным параметром метода RAB, определяющим доход компании и регулируемый
тариф, является необходимая валовая выручка (НВВ), рассчитываемая как сумма
производственных расходов компании, дохода на инвестированный капитал и
возврата инвестированного капитала. Инвестированный капитал при этом
подразделяется на «старый» и «новый». «Старый» инвестированный капитал до
перехода на систему регулирования по методу RAB, «новый» — после.
Таким образом, ежегодный доход сетевой компании, помимо компенсации
производственных расходов, формируют две составляющие: фиксированный ежегодный
возврат капитала и ежегодно снижающийся доход на уменьшающийся
реинвестированный капитал. Ставка доходности при этом устанавливается
нормативно.
С 1 января 2009 года в «пилотном» режиме методику RAB начали применять
первые 8 компаний, в 2010 году на эту методику перешла ФСК, с 2011 г. по этому
методу будут рассчитываться тарифы большинства распределительных сетевых
компаний. Этот переход определяет существенный рост сетевых тарифов в первый
год действия метода. Кроме этого в связи с запуском на оптовом рынке энергии и
мощности (ОРЭМ) долгосрочного рынка мощности (ДРМ) планируется рост цен на
мощность на оптовом рынке примерно на 6%. И, наконец переход на розничном рынке
элетроэнергии к свободной торговле (сектор свободной торговли) возможен рост
свободных цен до 24%.
«Исходя из вышеизложенного, можно заключить, что цена на электрическую энергию
для промышленных предприятий будет расти гораздо быстрее, чем прогнозируемый
индекс инфляции. Это внесет весомый вклад в общий рост цен в 2011 году»,
подчеркнул Липатов.
Перечисленные выше параметры роста цен и тарифов в 2011 году во многом
обусловлены изначальным предположением, лежащим в основе разработки
законодательных и нормативных актов по реформе электроэнергетики, о том, что
государственное регулирование отрасли должно быть направлено на стимулирование
роста производства электроэнергии и мощности.
Согласно прогнозу экономического развития Российской Федерации на 2011 г. и
2012−2013 гг., подготовленному Минэкономразвития стоимость электроэнергии
в России для промышленных потребителей возрастет с 5,2 евро в 2010 г. до 7,6
евро в 2013 г. за 100 кВт час.
В результате, как сообщил в ходе мероприятия Юрий Липатов, «российские цены на
электроэнергию существенно приблизятся к стоимости электроэнергии в Германии и
странах Евросоюза (отставание сократится с 1,7−1,8 раз в 2010 г. до 1,2−1,3
раза в 2013 г., при том, что разрыв между ценами на потребляемый газ остается
существенно выше -в 2013 г. он составит 3,2 раза) и превысят стоимость
электроэнергии в США уже в 2010 году (где стоимость газа в 2 раза выше)». Такая
ситуация, по оценке МЭР, которую привел Юрий Липатов, существенно сократит
конкурентные преимущества Российских производителей. Таким образом, рост
тарифов, направленный на рост производства электрической энергии и мощности,
влечет сокращение производства, и, как следствие, сокращение спроса на
электроэнергию и мощность.
Кроме того, «другим фактором, который делает модель линейного роста
неприемлемой для прогнозирования развития энергетики, является степень
интеграции экономики Российской Федерации в мировой экономический рынок. В
случае кризисных явлений в мировой экономике Российская Федерация не сможет,
как ранее Советский Союз, сохранить независимые тенденции развития, ее
экономика будет испытывать в той или иной мере спад. Это наглядно
продемонстрировал мировой кризис 2008−2009 гг.
Наконец необходимо констатировать, что основным содержанием Федерального закона
№ 261−ФЗ Об энергосбережении… является энергосбережение и повышение
энергетической эффективности, то есть не увеличение или сокращение потребления
и производства электроэнергии и других энергоресурсов.
Таким образом нормативная и законодательная база государственного регулирования
в электроэнергетике и ТЭК в целом должна предполагать механизмы корректировки и
установления тарифов и цен при сокращении производства и потребления
электроэнергии и отсутствии необходимости дальнейших инвестиций (что, в
частности, не предусматривает метод RAB).
Принятый в июле 2010 года Федеральный закон № 190−ФЗ О теплоснабжении
предусматривает введение долгосрочных тарифов на тепловую энергию и мощность,
аналогичных применяемым в электроэнергетике.
Первоначальный существенный рост тарифов, присущий методу RAB, в оплате услуг
по передаче электрической энергии не привел к существенному росту конечной цены
для потребителей из-за ограниченности величины сетевой составляющей в конечной
цене. Так рост тарифа ФСТ около 50% в 2010 году привел к росту конечной
цены для потребителя в 2−3%.
В области теплоснабжения рост тарифов при переходе к долговременным тарифам
окажется существенно более болезненным
Рост регулируемых тарифов на тепловую энергию (производство, передача и
распределение) в 2011 году по тому же прогнозу Минэкономразвития в среднем по
России составит 12−14%, в 2012 году 10−12%, в 2013 году 10−11 процентов (без
перехода к RAB-методу). В этом случае, по прогнозу Минэкономразвития, и без
учета возможного перехода на RAB регулирование, доля оплаты услуг ЖКХ в общих
расходах населения с 8% в 2009 году возрастет до 9.5% в 2012 году», сказал
Липатов.
Таким образом, «при введении долгосрочных тарифов в теплоснабжении должна
быть разработана, с учетом ошибок и опыта нормативной базы долгосрочного
тарифного регулирования в электроэнергетике, существенно более совершенная
нормативная база», заключил он.
Правительство определилось с объемом новой генерации на Дальнем Востоке, необходимой для решения проблемы сложившегося там энергодефицита. Власти хотят провести два отбора проектов новой генерации: квота для ТЭС может составить 678 МВт и для ветряных и солнечных (ВЭС и СЭС) электростанций — 1,7 ГВт. Минэнерго также предлагает правительству обсудить увеличение объема поддержки зеленой генерации.
«Технопромэкспорт», «Газпром энергохолдинг» и «Интер РАО» стали основными претендентами на строительство 2 ГВт новой генерации на юге России, необходимых для покрытия энергодефицита региона, что летом уже привело к первым за многие годы веерным отключениям. Правительство рассмотрит три варианта размещений генобъектов, отличающихся объемом возведения мобильных газотурбинных установок (ГТУ). Наиболее приоритетным считается строительство ГТУ на 500 МВт и парогазовых энергоблоков на 1,451 ГВт стоимостью 355,5 млрд рублей.
Правительство определилось с перечнем регионов, где уже с 1 декабря 2024 года может быть запрещен майнинг криптовалют. Для части регионов — Иркутской области, Бурятии и Забайкалья — запрет будет вводиться только на период зимних пиков, для ряда других — вплоть до 2031 года. Для майнеров криптовалюты впервые вводятся столь строгие ограничения, что, по мнению участников рынка, спровоцирует переход легальных участников в серый сектор.
Сведения о направлении IT-деятельности:
ОКВЭД 63.11.1 (деятельность по созданию и использованию баз данных и информационных ресурсов).
Предоставление информационных услуг в области электроэнергетики на базе собственной инфраструктуры:
- Доступ к базе данных актуальной специализированной информации, поиск по запросу;
- «Bigpower Daily» - ежедневный информационный обзор электроэнергетики РФ;
- «Энергетика России: Итоги недели» - еженедельный обзор электроэнергетики РФ.
Самые актуальные новости энергетики России в профессиональном он-лайн издании BigpowerNews.
Обзоры рынка, интервью, свежий взгляд на современные проблемы электроэнергетики – вся эта информация теперь представлена в одном месте!
Электроэнергетика Российской Федерации и Москвы, в частности, рассматривается на страницах нашего специализированного издания.
Текущее состояние и новое в электроэнергетике Вы сможете узнавать в режиме реального времени.