Ред: уточняется заголовок и текст (10−13 абзац)
МОСКВА. 5 июля (BigpowerNews) – Минэнерго РФ опубликовало
проект
постановления правительства о внесении изменений в законодательство в целях
распространения механизмов конкурентного рыночного ценообразования на
электрическую энергию и мощность на территориях неценовых зон оптового рынка
электрической энергии и мощности.
В частности, проект предусматривает:
включение неценовых зон Дальнего Востока, Республики Коми и Архангельской
области к ценовым зонам оптового рынка электрической энергии и мощности
(ОРЭМ);
отнесение указанных территорий к отдельным территориям ценовых зон, ранее
относившихся к неценовым зонам оптового энергорынка, на которых правительством
устанавливаются особенности функционирования оптового и розничных рынков;
определение способов и правил, торговли электрической энергии и мощности
на ОРЭМ на указанных территориях;
особенности функционирования оптового и розничных рынков на указанных
территориях, необходимые для постепенного перехода функционирования оптового и
розничных рынков электрической энергии (мощности) с регулируемым
ценообразованием к регулированию, применяемому в ценовых зонах оптового
энергорынка, а также интеграции ранее заключенных инвестиционных договоров в
механизмы торговли электрической энергией и мощностью, применяемых в ценовых
зонах оптового энергорынка;
условия и порядок поставки электрической энергии и мощности на указанных
территориях в целях обеспечения электрической энергией (мощностью)
потребителей, не относящихся к населению и (или) приравненным к нему категориям
потребителей;
порядок определения генерирующих объектов, подлежащих модернизации
(реконструкции) или строительству на указанных территориях;
уточнение порядка определения и применения надбавки к цене на мощность,
применяемой для обеспечения модернизации (реконструкции) или строительства
генерирующих объектов на указанных территориях.
Из текста проекта постановления следует, что присоединение неценовых зон
Дальнего Востока, Республики Коми и Архангельской области произойдет с даты
вступления в силу постановления, которой, как ожидается, будет определено 1
января 2024 года.
При этом в Республике Коми и Архангельской области уже начиная с этой даты
будут применяться стандартные правила ОРЭМ, действующие для ценовых зон
энергорынка.
В тоже время в ДФО оптовый рынок будет работать с рядом особенностей,
которые обеспечат поэтапный переход к конкурентному ценообразованию к 1 января
2028 года.
В частности, проект постановления предполагает для ДФО установление
коэффициента либерализации, используемого для определения объемов поставки
электрической энергии и мощности ГЭС потребителям по рыночным ценам равным:
0,15 в период с 1 января по 31 декабря 2024 года;
0,5 в период с 1 января по 31 декабря 2025 года;
0,75 – в период с 1 января по 31 декабря 2026 года;
1 – с 1 января 2027 года.
Между тем, по предварительным расчетам Минэнерго, которые приводятся в
пояснительной записке к проекту постановления, влияние на цены для потребителей
на ОРЭМ (в одноставочном выражении в ценах 2023 года без учета влияния
инфляции) будет следующим:
Архангельская область: 2024 г. – снижение на 5,2 %, с 2025 г. цены на
электрическую энергию и мощность соответствуют ценам 1−ой ценовой зоны оптового
рынка;
Республика Коми: 2024 г. – снижение на 2,1 %, с 2025 г. цены на
электрическую энергию и мощность соответствуют ценам 1−ой ценовой зоны оптового
рынка;
Дальний Восток: 2024 г. – снижение на 3,2 %, 2025 г. – рост на 4,3 %, 2026
г. – снижение на 0,6 %, с 2027 года цены на электрическую энергию и мощность
соответствуют ценам 2−ой ценовой зоны оптового рынка.
«Принятие проекта постановление не приведет к негативным последствиям для
производителей и потребителей электрической энергии», считают разработчики
проекта постановления. При этом они отмечают, что «переход на рыночное
ценообразование позволит производителям [электроэнергии – ред] формировать
ценовые заявки на продажу электрической энергии исходя из фактических затрат,
что исключит возникновение выпадающих доходов, связанных с волатильностью цен
на топливо и прочих затрат».
Проект постановления содержит требования, которые связаны с осуществлением
предпринимательской и иной экономической деятельности и оценка соблюдения
которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора),
муниципального контроля, привлечения к административной ответственности,
предоставления лицензий и иных разрешений, аккредитации, оценки соответствия
продукции, иных форм оценки и экспертизы, в частности в рамках государственного
контроля (надзора) за регулируемыми государством тарифами в
электроэнергетике.
Напомним, изначально либерализация цен в неценовых зонах ОРЭМ была
запланирована на ноябрь 2023 года. С учётом необходимости полной и детальной
доработки нормативно-правовых изменений сроки могут сдвинуться на 1 января 2024
года, говорил в мае текущего года замминистра энергетики РФ Павел Сникарс.
«Переход к рынку должен быть плавным, при этом простым и синхронным»
отмечал он тогда.
Как сообщали ранее в Минэнерго, на первом этапе планируется начать частичную
торговлю электроэнергией и мощностью по конкурентным ценам, а далее
либерализовывать рынок в зависимости от экономической ситуации.
Либерализация не затронет население – для него электроэнергия, как и на всей
территории страны, будет поставляться по регулируемым тарифам.
В сентябре 2022 года министр энергетики РФ Николай Шульгинов
выступил с предложением о расширении второй
ценовой зоны оптового энергорынка (Сибирь) путем
присоединения Дальнего Востока вместо создания третьей
ценовой зоны.
В интервью ТАСС ранее министр сообщал, что первый этап объединения
энергосистем, в рамках которого будут объединены электросети 220 кВ,
планируется завершить к 2028 году. Наряду с этим
в дальнейшем планируется объединить сеть 500 кВ
По словам главы «Системного оператора» Федора Опадчего, переход
к рыночному ценообразованию на электроэнергию
на Дальнем Востоке может произойти до окончания
строительства линий электропередачи в Сибирь. Об этом он заявил в мае
текущего года.