МОСКВА, 13 июля (BigpowerNews) Государственная Дума приняла в первом
чтении правительственный проект федерального закона
№ 362749−8
«О внесении изменений в Федеральный закон «Об электроэнергетике» (об
особенностях установления цен (тарифов) на электрическую энергию в регионах
Дальнего Востока и Арктической зоны Российской Федерации).
Проект был внесен правительством РФ в Госдуму в мае текущего года. Он был
разработан Минэнерго России в целях «выстраивания долгосрочных отношений
энергокомпаний и потребителей, а также недопущения снижения их
финансово-экономической устойчивости, стимулирования и активизации
инвестиционного климата и предпринимательской деятельности в регионах Дальнего
Востока и Арктической зоны России» в условиях внешнего санкционного
давления.
Документ предполагает продление до 1 января 2028 года для определенных
категорий потребителей в ДФО применения «дальневосточной надбавки» при
установлении цен на электроэнергию, которая была введена для участников ценовых
зон оптового энергорынка с целью приведения розничных энерготарифов для
потребителей на Дальнем Востоке к базовым уровням.
Механизм «дальневосточной надбавки» был веден в декабре 2016 года со сроком
действия с 1 января 2017 года до 1 января 2020 года.
Федеральным законом от 29 декабря 2020 года № 480−ФЗ этот механизм был
продлен до 1 января 2028 года. При этом были закреплены требования по
поэтапному сокращению его применения.
Как пояснил глава комитета по энергетике Госдумы Павел Завальный в своем
телеграм-канале, законопроектом предлагается нераспространение требований по
поэтапному сокращению применения механизма выравнивания тарифов, и продление
его применения до 1 января 2028 года для организаций, инвестиционные проекты
которых включены до 29 декабря 2020 года в утвержденный Правительством РФ
перечень инвестиционных проектов, планируемых к реализации на территории ДФО,
вне зависимости от их отраслевой принадлежности. Также под действие
законопроекта попадают организации, осуществляющие деятельность в области
добычи, производства, использования и обращения драгоценных металлов и
драгоценных камней, расположенных на территории Арктической зоны,
технологическое присоединение которых осуществлено на низком уровне напряжения
до 29 декабря 2020 года.
При этом Завальный отмечает, что продление применения «дальневосточной
надбавки» указанных категорий потребителей «повлияет на ее величину для других
категорий лишь незначительно».
В пояснительной записке к законопроекту указывается, что документ направлен
на установление возможности заключения двусторонних договоров купли-продажи
электрической энергии, произведенной на генерирующих объектах и потребляемой
объектами, введенными в эксплуатацию после 1 июля 2017 г. на территориях,
не объединенных в ценовые и неценовые зоны оптового рынка, по свободным
ценам с отменой требований по установлению предельных (минимальных и (или)
максимальных) уровней цен на электроэнергию.
Это «даст сторонам необходимую гибкость в определении условий договоров»,
отмечается в пояснительной записке.
Отмена «требования по установлению предельных уровней цен, что создаст
возможность достижения каких-либо предварительных договоренностей о цене на
электрическую энергию (мощность), а также сроке, на который они могут быть
установлены», также указывается там.
В качестве обоснования предлагаемых изменений разработчики документа
ссылаются на результаты анализа правоприменительной практики, согласно которой
«ключевым вопросом, влияющим на возможность реализации крупного инвестиционного
проекта, является обеспечение возможности привлечения заемных средств у
российских коммерческих банков и финансовых институтов, которые требуют у
заемщика-инвестора предоставления подтверждения гарантированности получения
прогнозной выручки соответствующего проекта на всем горизонте его
реализации».
Кроме того, указывается в пояснительной записке, «законопроект направлен на
стимулирование экономической активности и содействие формированию стабильных
договорных отношений между производителями и потребителями и предусматривает
положения, устанавливающие особенности правового регулирования долгосрочных
двусторонних договоров купли-продажи электрической энергии, заключаемых на
розничных рынках электрической энергии по принципу «бери или плати».
«Это решение, а также возможность заключать такие договоры в отношении
будущих объектов генерации, позволят зафиксировать объемно-ценовые параметры
энергоснабжения на протяжении срока окупаемости крупных инвестиционных
проектов, упростит процесс привлечения в них заемного финансирования. Это
значительно повысит надежность и эффективность энергообеспечения изолированных
территорий и даст синергетический эффект для их экономического развития»,
отмечает Завальный.