МОСКВА, 18 октября (BigpowerNews) – ГосДума РФ приняла
в 3−ем чтении
федеральный закон о целевой
модели управления спросом на электроэнергию.
Ожидается, что законопроект в течение 5 дней будет направлен на рассмотрение
Совета Федерации, а затем для утверждения Президенту РФ.
Документ предполагает внесение правок в ФЗ «Об электроэнергетике»
(и отдельные законодательные акты РФ) с целью создания правовой основы
функционирования агрегаторов управления спросом на электрическую энергию
на ОРЭМ и обеспечение применения агрегации управления спросом
и предложения в электроэнергетике.
Также создаётся механизм соблюдения финансовой дисциплины гарантирующими
поставщиками и энергосбытовыми организациями
В «Совете рынка» в качестве ключевых изменений, вносимых
документом в части создания правовой основы функционирования агрегаторов
управления спросом на электрическую энергию на ОРЭМ, называют
следующие:
— Вводится новая категория субъектов оптового рынка – агрегаторов
управления изменением режима потребления электрической энергии, определяются
требования к их участию на оптовом рынке, внедряются новые услуги
по управлению изменением режима потребления электрической энергии.
— Вводятся новые понятия; «агрегатор управления изменением режима
потребления электрической энергии», «услуги по управлению изменением
режима потребления электрической энергии», «услуги по изменению режима
потребления электрической энергии», «объект регулирования потребления
электрической энергии потребителя оптового рынка», «объект регулирования
потребления электрической энергии потребителя розничного рынка»,
«агрегированный объект управления изменением режима потребления электрической
энергии».
— Правительство РФ наделяется полномочиями по установлению
требований и порядка формирования агрегированных объектов управления изменением
режима потребления электрической энергии, порядка организации и проведения
отборов исполнителей услуг, порядка определения прогнозируемого объёма услуг, в
пределах которого осуществляется отбор исполнителей и который учитывается
при проведении конкурентного отбора мощности.
— Системный оператор наделяется полномочиями по организации
и проведению отборов исполнителей услуг.
— Совет рынка будет осуществлять контроль за соблюдением правил и
регламентов оптового рынка субъектами оптового рынка, оказывающими услуги по
управлению изменением режима потребления.
— Закрепляются гарантии того, что расходы на оплату услуг
по управлению изменением режима потребления не учитываются при
установлении цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность) для населения
и приравненных к нему категорий потребителей.
Также документ предполагает следующие ключевые изменения в части
создания механизма соблюдения финансовой дисциплины гарантирующими поставщиками
и энергосбытовыми организациями:
— Вводится понятие «мониторинг финансового состояния гарантирующих
поставщиков и энергосбытовых организаций».
— Правительство РФ наделяется полномочиями по установлению
показателей финансовой дисциплины ГП и ЭСК.
— Совет рынка наделяется полномочиями по проведению мониторинга
финансового состояния ГП и ЭСК.
— Несоответствие показателям финансовой дисциплины станет основанием
для лишения участника рынка статуса субъекта ОРЭМ.
«С принятием закона закреплен в качестве неотъемлемого механизма оптового
рынка инструмент оптимизации режимов работы энергосистемы путем замещения
выработки наиболее дорогой генерации услугами потребителей по добровольной
разгрузке. Эффективность этого рыночного механизма подтверждена в ходе
реализации Системным оператором пилотного проекта. Формируемая в настоящий
момент нормативная база позволит увеличивать объем ресурсов управления спросом
и продолжительность использования механизма при сохранении экономического
эффекта. Мы прогнозируем, что при действующей структуре мощностей объем рынка
управления спросом может составить порядка 4−6 ГВт», – прокомментировал
принятие документа предправления «СО ЕЭС» Федор Опадчий
В начале сентября Опадчий, говоря о законопроекте в интервью ТАСС
пояснял, что пилотный проект по управлению спросом, который действует сейчас,
отличается от полномаштабного внедрения механизма тем, что вся экономика
данного инструмента сейчас организована через «Системного оператора»
и через его тариф, а это ограниченные объемы
и финансирование.
По его словам, полноценный запуск механизма приведет к тому, что
загрузка более дорогой генерации снизится — получится перенести
электропотребление в часы, когда неэффективная генерация разгружена.
«По текущей программе у нас эффективность ежемесячная
от применения программы доходила до 1000−1200 МВт, сейчас поменьше,
так как деньги на „пилот“ заканчиваются. Это несколько сотен миллионов
рублей в месяц эффекта. Если у нас увеличиваются объемы, то для
отдельных потребителей это будет довольно серьезная оптимизация»,
— отмечал Опадчий. По его оценкам, которые он приводит в сентябре,
полный запуск механизма может увеличить текущий эффект от его применения
в 5−7 раз.
Как сообщалось ранее, по данным «Совета рынка», в 2022 году в
рамках пилотного проекта по управлению спросом, при проведении
конкурентного отбора ценовых заявок на сутки вперед механизм управления
спросом применялся 55 раз, суммарный эффект от снижения стоимости
покупки электроэнергии для потребителей оптового рынка за счет
использования этого механизма составил около 1,75 млрд рублей.
По словам премьер-министра РФ Михаила Мишустина,
результатом запуска механизм станет систематизация контроля
за энергосистемой и повышение устойчивости отрасли. Об этом
он говорил в 2022 году.