МОСКВА, 14 августа (BigpowerNews) – Минэнерго РФ разработало
проект
постановления правительства РФ «Об утверждении критериев наличия технической
возможности реализации дистанционного управления технологическими режимами
работы и эксплуатационным состоянием линий электропередачи, оборудования и
устройств объектов электроэнергетики из диспетчерских центров субъекта
оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике и порядка определения
наличия указанной технической возможности, а также обязательного минимального
состава оборудования и устройств объектов электроэнергетики, в отношении
которых осуществляется дистанционное управление из диспетчерских центров
субъекта оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике».
Документ размещен на Федеральном портале проектов нормативных
правовых актов.
В пояснительной записке к проекту постановления указывается, что его
реализация обеспечивает достижение цели по переходу оперативно-диспетчерского
управления (ОДУ) на 100−процентное автоматическое дистанционное управление
режимами работы объектами электрической сети 220 кВ и выше и объектами
генерации 25 МВт и выше в ЕЭС России, а также объектами электрической сети 110
кВ и выше и объектами генерации 5 МВт и выше в технологически изолированных
территориальных электроэнергетических системах, предусмотренной Энергетической
стратегией РФ на период до 2035 года, утвержденной распоряжением Правительства
Российской Федерации от 09.06.2020 № 1523−р.
Документ разработан в соответствии с абзацем четвертым пункта 3 статьи 151,
абзацами шестьдесят четвертым и шестьдесят пятым пункта 1 статьи 21
Федерального закона от 26.03.2023 № 35−ФЗ «Об электроэнергетике» (ФЗ «Об
электроэнергетике») в редакции Федерального закона от 13.07.2024 № 185−ФЗ
«О внесении изменений в Федеральный закон «Об электроэнергетике» и отдельные
законодательные акты Российской Федерации».
В соответствии со ст. 151 ФЗ «Об электроэнергетике» в редакции Федерального
закона от 13.07.2024 № 185−ФЗ собственники или иные законные владельцы объектов
электроэнергетики, введенных в эксплуатацию до 01.01.2025, в отношении
которых имеется техническая возможность реализации дистанционного управления из
диспетчерских центров, и субъект оперативно-диспетчерского управления (ОДУ) в
электроэнергетике обязаны не позднее 01.01.2027 обеспечить переход на
управление технологическим режимом работы и эксплуатационным состоянием таких
объектов посредством дистанционного управления из диспетчерских центров.
В отношении существующих объектов электроэнергетики, для которых техническая
возможность реализации дистанционного управления из диспетчерских центров по
состоянию на 01.01.2025 отсутствует, а также в отношении объектов
электроэнергетики, проектной документацией на строительство (реконструкцию)
которых техническая возможность реализации дистанционного управления из
диспетчерских центров субъекта ОДУ в электроэнергетике не предусмотрена,
создание технической возможности реализации дистанционного управления из
диспетчерских центров осуществляется при последующей реконструкции таких
объектов электроэнергетики.
Критерии наличия в отношении объектов электроэнергетики технической
возможности реализации дистанционного управления из диспетчерских центров, а
также порядок определения наличия указанной технической возможности и
обязательный минимальный состав оборудования и устройств, подлежащих
дистанционному управлению из диспетчерских центров, должны быть определены
Правительством РФ.
В целях реализации этих положений закона представленным проектом
постановления устанавливаются:
критерии наличия в отношении объектов электроэнергетики технической
возможности реализации дистанционного управления из диспетчерских центров
технологическими режимами работы и эксплуатационным состоянием объектов
электроэнергетики;
порядок определения наличия указанной технической возможности, включая
форму заключения о наличии (отсутствии) технической возможности реализации
дистанционного управления, порядок согласования заключения с диспетчерским
центром;
обязательный минимальный состав оборудования и устройств объектов
электроэнергетики, подлежащих дистанционному управлению из диспетчерских
центров.
Предусмотренные проектом постановления критерии наличия в отношении
объектов электроэнергетики технической возможности реализации дистанционного
управления из диспетчерских центров дифференцированы применительно к следующим
видам дистанционного управления:
дистанционное управление технологическими режимами работы и
эксплуатационным состоянием электросетевого оборудования и устройствами
(функциями устройств) релейной защиты и автоматики;
дистанционное управление активной и реактивной мощностью генерирующего
оборудования ветровых и солнечных электростанций;
дистанционное управление активной и реактивной мощностью генерирующего
оборудования гидравлических электростанций установленной генерирующей мощностью
50 МВт и менее, автоматизированная система управления которых обеспечивает
работу такой электростанции в автоматическом режиме без вмешательства
оперативного персонала с обеспечением управления водным режимом и выполнением
установленных ограничений работы основного и вспомогательного оборудования, а
также безопасную эксплуатацию гидротехнических сооружений;
дистанционное управление активной мощностью гидравлических,
гидроаккумулирующих и тепловых электростанций путем доведения до
автоматизированных систем управления технологическими процессами, систем
группового регулирования активной мощности или систем управления активной
мощностью (далее – системы управления нагрузкой) таких электростанций или
доведения до систем управления нагрузкой электростанций и реализации
плановых диспетчерских графиков и команд на изменение заданий плановой
мощности.
ГОСКОНТРОЛЬ
Проект постановления содержит новые требования, связанные с
осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности,
оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля
(надзора), муниципального контроля, привлечения к административной
ответственности, представления лицензий и иных разрешений, аккредитации, оценки
соответствия продукции, иных форм оценки и экспертизы, а именно проект
постановления определяет:
– порядок проведения владельцами объектов электроэнергетики оценки
наличия технической возможности осуществления дистанционного управления из
диспетчерских центров, включая формирование и согласование с субъектом
оперативно-диспетчерского управления заключения о наличии (отсутствии) такой
технической возможности;
– обязанность субъекта оперативно-диспетчерского управления рассмотреть
заключение владельца объекта электроэнергетики о наличии (отсутствии)
технической возможности осуществления в отношении принадлежащих такому
владельцу объектов электроэнергетики дистанционного управления из диспетчерских
центров, и, при отсутствии замечаний, согласовать проект заключения.
Оценка соблюдения указанных обязательных требований осуществляется в рамках
федерального государственного энергетического надзора за соблюдением
требований, предъявляемых к эксплуатации объектов электроэнергетики и
оперативно-диспетчерскому управлению.
Предусмотренный проектом постановления минимальный состав оборудования и
устройств объектов электроэнергетики, в отношении которых осуществляется
дистанционное управление из диспетчерских центров субъекта ОДУ в
электроэнергетике, сам по себе новых обязательных требований не
устанавливает и учитывается при реализации положений Федерального закона
от 13.07.2024 № 185−ФЗ в части определения состава оборудования существующих и
проектируемых объектов электроэнергетики, в отношении которого необходимы
организация и осуществление дистанционного управления из диспетчерских
центров.
СРОК ДЕЙСТВИЯ
Как поясняется в материалах к проекту, срок действия проекта постановления
не ограничивается сроком, предусмотренным частью 4 статьи 3 Федерального закона
от 31.07.2020 № 247−ФЗ «Об обязательных требованиях в РФ», ввиду наличия
изъятия из указанного положения в отношении нормативных правовых актов в сфере
электроэнергетики, установленного пунктом 3 статьи 4
ФЗ «Об электроэнергетике», и с учетом требований ст. 151 ФЗ «Об
электроэнергетике».
Реализация в отношении объектов электроэнергетики дистанционного управления
из диспетчерских центров возможна только при наличии технической возможности:
объект электроэнергетики должен соответствовать критериям, установленным
проектом постановления. Согласно ст. 151 ФЗ «Об электроэнергетике» в редакции
Федерального закона от 13.07.2024 № 185−ФЗ создание технической возможности
дистанционного управления осуществляется при последующей реконструкции таких
объектов электроэнергетики, которая осуществляется в соответствии с
планами компаний по реализации соответствующих инвестиционных проектов. «Для
осуществления инвестиционного планирования и учета соответствующих расходов при
финансовом планировании своей деятельности и долгосрочном тарифном
регулировании владельцам объектов электроэнергетики важно заблаговременно
понимать весь объем требований, соблюдение которых необходимо на этапе
проектирования реконструкции объекта и при ее реализации. Предъявляемые при
этом требования должны носить долгосрочный характер и не меняться в течение
цикла реализации инвестиционных проектов в электроэнергетике», поясняется в
материалах к проекту.
Кроме того, в соответствии с Энергетической стратегией РФ на период до 2035
года, утвержденной распоряжением Правительства РФ от 09.06.2020 № 1523−р,
переход ОДУ на 100−процентное автоматическое дистанционное управление из
диспетчерских центров должен быть выполнен до 2035 года. «В течение указанного
периода критерии определения наличия технической возможности дистанционного
управления, минимальный состав оборудования и устройств, в отношении которых
дистанционное управление осуществляется, должны быть одинаковыми
(унифицированными) для всех субъектов и объектов электроэнергетики вне
зависимости от того, в какой конкретно период времени они реализуют
соответствующие мероприятия. Это обеспечивает компаниями равные и
недискриминационные условия деятельности в сфере электроэнергетики»,
отмечается в материалах.
С учетом этого проект постановления не может быть ограничен 6−летним
сроком действия, подчеркивается там.