МОСКВА, 25 декабря (BigpowerNews) Госдума на пленарном заседании в
пятницу утвердила итоговый доклад парламентской комиссии по расследованию
обстоятельств, связанных с возникновением чрезвычайной ситуации техногенного
характера на Саяно-Шушенской ГЭС 17 августа 2009 г, сообщает ПРАЙМ-ТАСС.
В докладе отмечается, что авария на Саяно-Шушенской ГЭС стала следствием
целого ряда причин технического, организационного и нормативного правового
характера. Большинство этих причин носит системный многофакторный характер,
включая недопустимо низкую ответственность эксплуатационного персонала,
недопустимо низкую ответственность и профессионализм руководства станции, а
также злоупотребление служебным положением руководством станции. По мнению
парламентской комиссии, не был должным образом организован постоянный контроль
технического состояния оборудования оперативно-ремонтным персоналом.
В докладе отмечается, что основной причиной аварии стало непринятие мер к
оперативной остановке второго гидроагрегата и выяснения причин вибрации.
Причины, приведшие к большому количеству погибших людей и катастрофическому
объему поврежденного оборудования, находятся в недооценке при проектировании
плотины опасности размещения помещений с постоянным либо временным персоналом
на отметках, подверженных затоплению, отсутствие в данных помещениях
эвакуационных выходов на безопасные отметки. Это в полной мере относится и к
размещению оборудования систем технологических защит, связи, управления в
местах, подверженных гидромеханическому воздействию, в результате чего с первых
минут аварии было полностью потеряно управление оборудованием Саяно-Шушенской
ГЭС.
Развитие аварии от разрушения отдельного гидроагрегата до выхода из строя
гидростанции и разрушением технических устройств явилось следствием отсутствия
в системе управления станцией АСУ ТП необходимого комплекса защитных мер в
отношении оборудования и персонала станции по видам опасности, в частности:
отсутствие резервного источника питания и управления на главном щите ЦПУ
приводов сброса аварийно-ремонтных затворов напорных водоводов; отсутствие в
системе управления гидромеханической колонки регулятора режима закрытия
направляющего аппарата при потере энергоснабжения.
Обстоятельствами, способствовавшими аварии, по мнению парламентской комиссии
стали:
неплановые перетоки мощности /более 1000 Мвт/ в нарушение действующих
соглашений между ЕЭС Казахстана и ЕЭС России, приводящие к значительным объемам
регулирования Саяно-Шушенской ГЭС и дополнительной необходимости перехода через
не рекомендованные зоны работы;
алгоритм воздействия ГРАРМ на нагрузку гидроагрегатов не содержал
критериев выбора приоритетности гидроагрегатов в ходе автоматического
регулирования мощности и частоты и не согласовывался с заводом изготовителем,
не учитывалось количество прохождений через не рекомендованную зону работы;
количество переходов через не рекомендованную зону работы не
регламентировалось заводом изготовителем;
превышение уровня рассогласования открытия лопаток направляющего аппарата
(в процессе регулирования мощности гидроагрегатов АСУ ТП, после ее модернизации
МПФ «Ракурс») более разрешенных заводом-изготовителем 2,5 градусов, что
ухудшило вибрационное состояние второго гидроагрегата;
утрата необходимого взаимодействия между заводом-изготовителем
оборудования, генеральным проектировщиком и техническим персоналом
Саяно-Шушенской ГЭС, в результате чего проект реконструкции АСУ ТП станции не
был согласован с «Ленгидропроектом», алгоритм работы ГРАРМ не согласовывался с
заводом-изготовителем;
исключение требований лицензирования ремонтной деятельности на
энергетических объектах снижает профессиональный уровень ремонтных организаций
и качество проводимых работ.
Парламентская комиссия считает, что безусловный приоритет финансовых
показателей над технологическими аспектами, включая качество и сроки ремонтных
работ, нанес электроэнергетике колоссальный ущерб, подорвал системные основы
бескризисного функционирования отрасли, привел к ослаблению технологической
дисциплины и ответственности, отсутствию на электростанциях полноценного
контроля за техническим состоянием оборудования.
Одновременно отмечается, что структура управления ОАО «РусГидро» не
обеспечила должного внимания к безопасности функционирования станции.
Также к причинам аварии парламентская комиссия относит снижение уровня
квалификации руководящих кадров, работающих в отрасли, и принижение роли
инженерных служб. В докладе отмечается, что технические специалисты с опытом
работы и специальным инженерным образованием составляют в составе правления ОАО
«РусГидро» абсолютное меньшинство, а должность главного инженера в этой
крупнейшей российской генерирующей компании отсутствует.
Одним из обстоятельств режима эксплуатации гидрогенераторов Саяно-Шушенской
ГЭС, негативно сказавшемся на эксплуатационном ресурсе силового оборудования,
явилось перекладывание функций сетевых компенсаторов реактивной мощности на
гидрогенераторы. Покрытие дефицита устойчивости устройств компенсации
реактивной мощности электрической сети за счет генерации носит системный
характер для большинства регионов высоковольтной электрической сети РФ. Это
снижает функциональные возможности и ухудшает эксплуатационные режимы
генераторов электрических станций, а также приводит к снижению надежности
электроэнергетической системы в целом и осложнению послеаварийных ситуаций
вплоть до развития крупных системных аварий, отмечается в докладе.
Парламентская комиссия обращает внимание, что с созданием акционерного
общества открытого типа «Саяно-Шушенская ГЭС » в 1993 г практически прекратился
авторский надзор за работой гидроагрегатов со стороны института
«Ленгидроэнергопроект», а также авторский надзор за работой гидроагрегатов со
стороны завода-изготовителя производственного объединения «Ленинградский
металлический завод». В масштабах отрасли отсутствует система повышения
профессиональной квалификации главных технических специалистов, как следствие
занижен порог персональной ответственности технических руководителей за
вверенные объекты электроэнергетики, которые являются объектами повышенной
опасности для окружающей среды и человека.
Парламентская комиссия назвала фамилии 19 человек, причастных, по ее мнению,
к аварии на Саяно-Шушенской ГЭС. В их число входят представители ОАО «РусГидро»
и Саяно-Шушенской ГЭС, МТУ Ростехнадзора по Сибирскому федеральному округу, ООО
«НПФ Ракурс и ООО Промавтоматика. Парламентская комиссия считает
необходимым освободить от занимаемых должностей 15 человек, действия
/бездействие/ которых повлекли за собой возникновение фактов и обстоятельств,
послуживших основанием для проведения парламентского расследования.
Одновременно парламентская комиссия считает необходимым обратится к
Следственному комитету при Генпрокуратуре РФ определить виновных лиц,
причастных к аварии.
Разностороннее изучение парламентской комиссией причин возникновения аварии
на Саяно-Шушенской ГЭС показало, что при эксплуатации объекта энергетики
необходимо учитывать не только требования к техническому состоянию его
оборудования и возможной угрозы жизни и здоровью людей при работе такого
объекта, но и требования, учитывающие техническую и технологическую готовность
и способность отдельного объекта выполнять свои функции в качестве элемента
единой энергетической системы.
В результате оценки работы Саяно-Шушенской ГЭС в качестве элемента единой
энергетической системы комиссией отмечена необходимость:
совершенствования нормативной правовой базы, определяющей параметры и
регулирующей контроль за надежностью и эффективной работой энергосистемы;
создания федерального органа исполнительной власти, осуществляющего
функции контроля за надежной работой энергосистемы и составляющих ее
энергообъектов, включая контроль за организацией специфического процесса
эксплуатации;
совершенствования межправительственных отношений в области обеспечения
параллельной работы ЕЭС России с энергосистемами сопредельных государств.
Сопредседатель комиссии от Госдумы Владимир Пехтин, представляя доклад,
отметил, что авария на Саяно-Шушенской ГЭС – крупнейшая в истории катастрофа на
гидроэнергетическом объеме России и одна из самых значительных в истории
мировой гидроэнергетики. По его словам, именно огромные масштабы разрушений,
которые привели к гибели людей /75 человек погибло/, возникновению дефицита
электроэнергии, потерям в экономике региона и страны, стали причинами
проведения парламентского расследования.
В.Пехтин сообщил, что в настоящее время семьям погибшим выплачено 130 млн
руб, а всего будет выплачено более 300 млн руб, то есть примерно по 4 млн руб
каждой семье погибшего.
Депутат подчеркнул, что отказа в предоставлении комиссии необходимых
документов ни от одной организации или ведомства не было.