САРАТОВ, 7 апреля (BigpowerNews) – ОАО «РусГидро» планирует ввести в
эксплуатации после реконструкции в 2011 г ГКА № 23 Саратовской ГЭС, в 2012 г —
ГКА № 22. Об этом говорится в сообщении пресс-службы «РусГидро».
Как сообщается, на Саратовскую ГЭС 1 апреля прибыло 7 автофургонов с узлами
капсулы для горизонтально-капсульного агрегата № 23 (капсула с проходной
колонной, секторы капсулы, шахта верхнего прохода, компенсатор, плиты, опора
подпятника).
С 2008 г подписан и реализуется договор об изготовлении и поставке турбин,
генераторов и систем управления для ГКА СарГЭС между «РусГидро» и ОАО «Силовые
машины». Полная стоимость реконструкции генерирующего оборудования секции № 23
здания ГЭС с проектированием, монтажом и вводом в эксплуатацию
горизонтально-капсульных агрегатов составит порядка 3 млрд рублей. В
пресс-релизе указывается, что новые ГКА имеют принципиально новую конструкцию
гидротурбин, которая позволяет повысить эффективность использования водных
ресурсов и снизить воздействие на экологию. Кроме того, установленная мощность
каждой турбины ГКА возрастет на 20 % (с 45 до 54 МВт) — это одни из самых
мощных в мире агрегатов такого типа, отмечают в РусГидро.
С начала 2010 г на ГЭС поступило порядка 35 железнодорожных платформ и
полувагонов, 30 автофургонов с турбинным и генераторным оборудованием для ГКА №
23, изготовленным на производственных филиалах «Силовых машин».
При помощи козловых кранов конструкции разгружаются на левобережной
монтажной площадке, а затем переносятся к месту хранения, в т.ч. в помещения
ГЭС на правом берегу. Разгрузку оборудования осуществляет генподрядчик работ по
реконструкции ГКА — ОАО «Турборемонт-ВКК» г. Балаково, под контролем
специалистов СарГЭС. Данные гидроагрегаты по своим размерам являются одними из
крупнейших в мире среди ГКА. Поэтому вес и габариты прибывающих многотонных
конструкций весьма значительны. Так, опора подпятника весит почти 30 т, секторы
узлов капсулы — порядка 23–26 т при длине более 6 м, шахта верхового прохода
имеет длину 11 м.
В настоящее время главный инженер СарГЭС, представители подрядных
организаций «Турборемонт-ВКК» и ООО «Монтажэнерго» на Ленинградском
металлическом заводе (ЛМЗ) участвуют в испытаниях и приемке последнего важного
узла ГКА № 23 направляющего аппарата. По договору с «Силовыми машинами»
программа контроля качества выполняемых работ предусматривает участие
представителей заказчика в проведении особо важных технологических операций. В
ходе испытаний контролируется качество сборки, наличие сертификатов на
использованные при изготовлении материалы и ряд других характеристик,
проводятся гидравлические испытания, пояснили в РусГидро. При соответствии всех
параметров направляющего аппарата проектным параметрам и положительном
заключении заказчика и изготовителя, отгрузка данного оборудования на СарГЭС
произойдет уже в апреле 2010 г. Монтаж данного оборудования начнется после
пропуска половодья, летом 2010 г., подготовительные работы ведутся уже
сейчас.
На момент создания (1970 г) турбины горизонтально-капсульных агрегатов
Саратовской ГЭС были самыми мощными в мире среди агрегатов подобного типа
(установленная мощность — по 45 МВт), имели самый большой диаметр рабочего
колеса — 7,5 м. Это были первые в СССР модели гидроагрегатов такого типа, они
монтировались как опытно-промышленные образцы. После 35−летней эксплуатации на
Саратовской ГЭС в 2005 г оба агрегата были остановлены и выведены на
реконструкцию.