МОСКВА, 3 июня (BigpowerNews) Правительство РФ рассмотрит на сегодняшнем
заседании предложения Минэнерго РФ по корректировке генеральной схемы
размещения объектов электроэнергетики до 2012 г.
Генеральная схема размещения объектов электроэнергетики определяет развитие
электроэнергетики на длительную перспективу (до 15 лет) и содержит поименные
перечни генерирующих и электросетевых объектов по энергосистемам в разрезе
субъектов РФ с указанием сроков ввода энергообъектов и их параметров.
Как говорится в материалах к заседанию правительства, осуществляемый
Минэнерго России мониторинг генеральной схемы размещения объектов
электроэнергетики до 2020 года показал необходимость ее корректировки
вследствие наличия следующих существенных расхождений между целевыми
показателями действующей генеральной схемы и реальными планами энергетических
компаний по развитию электроэнергетики, включая:
более умеренный прогнозируемый рост электропотребления в результате
намечаемых масштабных мер по снижению энергоемкости экономики страны и
повышению энергоэффективности;
финансовые трудности и дефицит средств у частных энергетических
компаний;
отсутствие экономической заинтересованности энергетических компаний в
демонтаже неэффективного оборудования и замене его на новое;
существенное удорожание удельных капиталовложений при строительстве новых
генерирующих мощностей;
существенно более низкий уровень реальных вводов генерирующих
мощностей.
Целью корректировки генеральной схемы является установление ориентиров для
создания надежной, конкурентоспособной, эффективной и экологически чистой
электроэнергетики с достижением целевых показателей Энергетической стратегии
России до 2030 года в области электроэнергетики.
В Минэнерго считают, что для развития электроэнергетики в направлении
заданных ориентиров необходимо решить следующие задачи:
широкомасштабная модернизация российской электроэнергетики и перевод ее на
новый технологический уровень на базе разработки (лицензионного освоения) и
внедрения новых ключевых энергетических технологий (в газовой генерации
высокоэффективные ПГУ с КПД до 60%, в угольной генерации переход на
суперсверхкритические параметры с КПД до 46%);
повышение надежности, экономической и энергетической эффективности отрасли
на основе оптимального сочетания крупных системообразующих генерирующих и
электросетевых объектов и распределённых приближенных к потребителям
энергоисточников средней и малой мощности на базе местных топливных и
возобновляемых источников энергии;
развитие и модернизация ЕЭС России на основе интеллектуальных
электрических сетей переменного и постоянного тока, завершения интеграции
Европейской, Сибирской и Дальневосточной объединенных энергосистем,
совершенствования противоаварийного управления;
снижение негативного воздействия электроэнергетики на окружающую
среду.
В целях определения параметров перспективного спроса на электроэнергию и
мощность в рамках корректировки генеральной схемы с учетом концепции
долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 года,
Энергетической стратегии России на период до 2030 года, а также основных
параметров прогноза социально-экономического развития России до 2030 года,
разработанных Минэкономразвития России, подготовлен долгосрочный прогноз спроса
на электрическую энергию и мощность, предусматривающий 2 варианта роста
электропотребления до 2030 года максимальный в объеме 1860
млрд кВт.ч в год (среднегодовой темп прироста 3,1%) и базовый 1553
млрд кВт.ч в год (темп прироста 2,2 %).
Оптимизация структуры генерирующих мощностей и определение объёмов
размещения различных типов генерации по объединенным энергосистемам в период до
2030 года выполнены для 2 вариантов развития электропотребления (максимального
и базового) исходя из предложений компаний и администраций субъектов РФ
с учетом заключенных договоров о предоставлении мощности, намечаемого
демонтажа низкоэффективного оборудования, балансовой необходимости в новой
генерирующей мощности и эффективности новых вводов.
По мнению минэнерго РФ, в результате при корректировке генеральной схемы
предложена рациональная структура, близкая к оптимальной, с учетом реальных
возможностей энергокомпаний.
Суммарный рекомендуемый объем демонтажа генерирующих мощностей в период 2010
2030 годов составляет 67,7 млн. кВт.
Суммарный объем вводов генерирующих мощностей АЭС, ГЭС и ГАЭС, ТЭС и
электростанций на основе использования возобновляемых источников энергии (далее
ВИЭ), рекомендуемый к вводу в период 2010 -2030 годов по России в целом в
базовом варианте электропотребления составляет 173,4 млн кВт, в максимальном
варианте 228,5 млн кВт.
В скорректированной генеральной схеме приведены поименные перечни объектов
электроэнергетики:
существующие и предлагаемые к сооружению новые электростанции с
установленной мощностью 500 тыс. кВт и выше для ТЭС и мощностью 100 тыс.
кВт и выше для АЭС, ВИЭ, ГЭС и ГАЭС;
существующие и предлагаемые к сооружению электросетевые объекты напряжением
330 кВ и выше, а также необходимые для выдачи мощности электростанций, мощность
которых превышает 1000 тыс. кВт.
В качестве механизмов реализации генеральной схемы предусматриваются:
учет основных положений Генеральной схемы при формировании Схемы и
программы развития ЕЭС России, инвестиционных программ генерирующих и сетевых
компаний, программ субъектов Российской Федерации;
формирование на основе Генеральной схемы Федеральной схемы
территориального планирования в электроэнергетике для своевременного
резервирования площадок под строительство энергетических объектов;
разработка и принятие программы модернизации электроэнергетики;
стимулирование внедрения новых технологий;
заключение договоров по принципу «take or pay» между генерирующими
компаниями и крупными потребителями, предусматривающих финансовую
ответственность за заявляемый прирост электропотребления и ввод объектов в
сроки, предусмотренные в Генеральной схеме;
доработка правил оптового рынка в направлении повышения дифференциации
между дневными и ночными ценами на электроэнергию, а также внедрение рынка
системных услуг с целью обеспечения окупаемости ГАЭС, обязательности отбора на
рынке электроэнергии ТЭЦ при работе в теплофикационном режиме с целью повышения
экономической эффективности ТЭЦ и стимулирования развития когенерации,
стимулирование вывода устаревшего оборудования из эксплуатации за счет допуска
к работе на оптовом рынке только электростанций, оборудование которых
застраховано.