МОСКВА, 2 июля (BigpowerNews) Госдума на пленарном заседании в пятницу
приняла во втором чтении проект закона «О теплоснабжении».
Законопроект устанавливает правовые основы экономических отношений,
возникающих в связи с производством, передачей, потреблением тепловой энергии,
тепловой мощности, теплоносителя с использованием систем теплоснабжения,
созданием, функционированием и развитием таких систем, а также определяет
полномочия органов государственной власти, органов местного самоуправления
поселений, городских округов по регулированию и контролю в сфере
теплоснабжения, права и обязанности потребителей тепловой энергии,
теплоснабжающих организаций и теплосетевых организаций.
В соответствии с законопроектом, в сфере теплоснабжения регулированию
подлежат:
предельные (минимальный и (или) максимальный) уровни тарифов на тепловую
энергию (мощность), производимую в режиме комбинированной выработки
электрической и тепловой энергии источниками тепловой энергии, с установленной
генерирующей мощностью производства электрической энергии 25 МВт и более;
предельные уровни (минимальный и (или) максимальный) тарифов на тепловую
энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающими организациями
потребителям;
тарифы на тепловую энергию (мощность), производимую в режиме комбинированной
выработки электрической и тепловой энергии источниками тепловой энергии,
установленной генерирующей мощностью производства электрической энергии 25 МВт
и более, в соответствии с устанавливаемыми федеральным органом исполнительной
власти в области государственного регулирования тарифов в сфере теплоснабжения
предельными (минимальный и (или) максимальный) уровнями данных тарифов;
тарифы на тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающими
организациями потребителям в соответствии с устанавливаемыми федеральным
органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов
в сфере теплоснабжения предельными (минимальный и (или) максимальный) уровнями
данных тарифов, а также тарифы на тепловую энергию (мощность), поставляемую
теплоснабжающими организациями другим теплоснабжающим организациям;
тарифы на теплоноситель, поставляемый теплоснабжающими организациями
потребителям, другим теплоснабжающим организациям;
тарифы на услуги по передаче тепловой энергии, теплоносителя;
плата за услуги по поддержанию резервной тепловой мощности при отсутствии
потребления тепловой энергии;
плата за подключение к системе теплоснабжения.
Перечень подлежащих регулированию цены (тарифов) на товары, услуги в сфере
теплоснабжения является исчерпывающим. Цены на иные виды товаров и услуг в
сфере теплоснабжения определяются по соглашению сторон и регулированию не
подлежат.
Методами регулирования тарифов в сфере теплоснабжения являются: метод
экономически обоснованных расходов )затрат); метод индексации установленных
тарифов; метод обеспечения доходности инвестированного капитала; метод
сравнения аналогов.
Выбор метода регулирования тарифов в сфере теплоснабжения осуществляется
органом регулирования по предложению организации, осуществляющей регулируемые
виды деятельности в сфере теплоснабжения. В случае выбора метода обеспечения
доходности инвестированного капитала или отказа от применения этого метода
соответствующее решение согласовывается с федеральным органом исполнительной
власти в области регулирования тарифов в сфере теплоснабжения.
При установлении тарифов в сфере теплоснабжения должны быть учтены нормативы
технологических потерь при передаче тепловой энергии, теплоносителя по тепловым
сетям и нормативы удельного расхода топлива при производстве тепловой энергии.
При нарушении режима потребления тепловой энергии, или отсутствии коммерческого
учета тепловой энергии, теплоносителя в случае его обязательности в
соответствии с федеральными законами применяются установленные органами
регулирования повышающие коэффициенты к тарифам в сфере теплоснабжения.
Срок действия установленных тарифов и (или) их минимального и максимального
предельных уровней не может быть менее, чем 1 финансовый год, если иное не
установлено федеральными законами, решениями правительства РФ.
Законопроект предусматривает создание саморегулируемых организаций (СРО) в
сфере теплоснабжения, определяя требования, необходимые для приобретения
статуса такой СРО. Некоммерческая организация вправе приобрести статус СРО в
сфере теплоснабжения при условии ее соответствия следующим требованиям:
объединение в составе некоммерческой организации в качестве ее членов не менее
чем 100 индивидуальных предпринимателей и (или) юридических лиц, являющихся
теплоснабжающими и (или) теплосетевыми организациями; обеспечение
некоммерческой организацией дополнительной имущественной ответственности
каждого ее члена перед потребителями посредством наличия: компенсационного
фонда, сформированного в размере не менее чем 50 тыс руб на одного члена
некоммерческой организации, или, если такой организацией установлено требование
к страхованию ее членами гражданской ответственности, которая может наступить в
случае причинения вреда вследствие недостатков работ (услуг) в сфере
теплоснабжения, в размере не менее чем 15 тыс руб на одного члена
некоммерческой организации; системы личного или коллективного страхования
ответственности.
Приобретение некоммерческими организациями статуса СРО в сфере
теплоснабжения допускается для некоммерческих организаций, объединяющих лиц,
занимающихся следующими видами деятельности в сфере теплоснабжения:
производство тепловой энергии и теплоносителя; передача тепловой энергии и
теплоносителя по тепловым сетям.
В члены СРО в сфере теплоснабжения могут быть приняты юридические лица, в
том числе иностранные юридические лица, и индивидуальные предприниматели,
соответствующие требованиям к членству в СРО.
Государственный контроль (надзор) за деятельностью СРО в сфере
теплоснабжения осуществляется федеральным органом исполнительной власти,
уполномоченным правительством РФ на реализацию государственной политики в сфере
теплоснабжения путем проведения плановых и внеплановых проверок. Плановая
проверка проводится в соответствии с планом, утвержденным органом надзора за
СРО. Внеплановая проверка может проводиться в целях контроля за исполнением
предписаний об устранении нарушений, выявленных в ходе плановых проверок ее
деятельности.
Закон должен вступить в силу со дня его официального опубликования, за
исключением отдельных положений. При этом регулируемые тарифы на подключение к
системам коммунальной инфраструктуры в сфере теплоснабжения, тарифы организаций
коммунального комплекса на подключение к сетям инженерно-технического
обеспечения в сфере теплоснабжения, установленные в соответствии с законом «Об
основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса» до дня
вступления в силу данного закона, сохраняют свое действие до 31 декабря 2010
г.
Госдума также приняла во втором чтении проект закона «О внесении изменений в
некоторые законодательные акты в связи с принятием федерального закона О
теплоснабжении. Законопроект вносится изменения в законодательство,
необходимые для реализации закона О теплоснабжении.