МОСКВА, 9 июля (BigpowerNews) Госдума на пленарном заседании в пятницу
приняла в третьем чтении закон «О внесении изменений в федеральный закон Об
электроэнергетике и федеральный закон Об особенностях функционирования
электроэнергетики в переходный период и о внесении изменений в некоторые
законодательные акты РФ и признании утратившими силу некоторых законодательных
актов РФ в связи с принятием федерального закона Об электроэнергетике,
передает ПРАЙМ-ТАСС.
Закон направлен на определение принципов и методов государственного
регулирования цен (тарифов) на электрическую и тепловую энергию, а также
полномочия органов государственной власти в сфере тарифного регулирования, по
аналогии с нормами закона о государственном регулировании тарифов.
Законом предполагается сохранение действующих норм закона об
электроэнергетике в части применения долгосрочных методов регулирования,
особенностей регулирования цен (тарифов) на услуги субъектов естественных
монополий в электроэнергетике, платы за технологическое присоединение к
электрическим сетям, на максимально доступную генерирующую мощность,
особенностей введения регулирования в условиях отсутствия или ограничения
конкуренции, регулирования цен (тарифов) на электрическую энергию, поставляемую
населению.
Государственное регулирование цен (тарифов) осуществляется в порядке,
установленном основами ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в
электроэнергетике и правилами государственного регулирования (пересмотра,
применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденными правительством РФ.
При этом регулируемые цены (тарифы) могут устанавливаться как в числовом
выражении, так и в виде формул или порядка определения таких цен.
Государственное регулирование цен (тарифов) в электроэнергетике может
осуществляться на основе долгосрочных параметров регулирования деятельности
соответствующих организаций на срок не менее чем 5 лет (на срок не менее чем 3
года при установлении впервые данных цен (тарифов), их предельных уровней) в
порядке, установленном правительством РФ.
Срок действия утвержденных цен (тарифов) не может составлять менее чем 12
месяцев, если иное не установлено решением правительства РФ. При установлении
для отдельных потребителей льготных цен (тарифов) на электрическую энергию
(мощность), предусмотренных законодательством РФ, не допускается повышение цен
(тарифов) на электрическую энергию (мощность) для других потребителей.
Государственное регулирование в электроэнергетике в условиях ограничения или
отсутствия конкуренции может вводиться: в отдельных ценовых зонах оптового
рынка и (или) на оптовом рынке в целом в случае выявления временного
совокупного дефицита электрической энергии; на территориях, временно работающих
изолированно от Единой энергетической системы России, в том числе параллельно с
электроэнергетической системой иностранного государства или ее частью.
Государственное регулирование в электроэнергетике вводится также в чрезвычайных
ситуациях. Порядок осуществления государственного регулирования в
электроэнергетике, условия его введения и прекращения определяются
правительством РФ.
Цена электрической энергии, произведенной на функционирующих на основе
использования возобновляемых источников энергии квалифицированных генерирующих
объектах, определяется путем прибавления к равновесной цене оптового рынка
надбавки, определенной в установленном правительством РФ порядке.
Предусмотренные федеральными законами об акционерных обществах, об обществах
с ограниченной ответственностью положения об условиях совершения крупных сделок
и о порядке их одобрения, а также сделок, в совершении которых имеется
заинтересованность, не распространяются на сделки, заключение которых в
соответствии с правилами оптового рынка необходимо для участия в отношениях по
купле-продаже электрической энергии и (или) мощности на оптовом рынке.
Субъекты электроэнергетики, владеющие на праве собственности или ином
законном основании объектом (объектами) по производству электрической энергии
(мощности), присоединенным к Единой Энергетической системе России,
установленная генерирующая мощность каждого из которых равна или превышает 25
МВт обязаны реализовывать производимую электрическую энергию (мощность) только
на оптовом рынке, за исключением случаев, установленных правительством РФ.
Цены (тарифы) на электрическую энергию (мощность), поставляемую с 1 января
2011 г потребителям электрической энергии энергосбытовыми организациями, не
являющимися гарантирующими поставщиками, являются свободными, складываются под
воздействием спроса и предложения и не подлежат государственному регулированию,
за исключением случаев, для которых предусматривается государственное
регулирование цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность).
В ценовых зонах оптового рынка субъекты оптового рынка производители
электрической энергии (мощности), определенные федеральным органом
исполнительной власти в области регулирования тарифов в соответствии с
критериями, утвержденными правительством РФ, обязаны заключать в установленном
правилами оптового рынка порядке договоры поставки электрической энергии
(мощности):
с гарантирующими поставщиками и энергоснабжающими организациями,
энергосбытовыми организациями, к числу покупателей электрической энергии
(мощности) которых относятся население и (или) приравненные к нему по решению
правительства РФ или уполномоченного им федерального органа исполнительной
власти категории потребителей, для обеспечения с 1 января 2011 г электрической
энергией (мощностью) населения и данных потребителей;
до 1 января 2015 г с определенными правительством РФ субъектами оптового
рынка покупателями электрической энергии (мощности), функционирующими в
отдельных частях ценовых зон оптового рынка, для которых правительством РФ
установлены особенности функционирования оптового и розничных рынков.
Данные договоры поставки электрической энергии (мощности) заключаются на 1
год и вступают в силу с 1 января соответствующего года, если иной срок
вступления их в силу и (или) иной срок их действия не предусмотрены правилами
оптового рынка.
На территориях, объединенных в ценовые зоны оптового рынка, с 1 января 2011
г: продажа электрической энергии (мощности) каждым субъектом оптового рынка
поставщиком электрической энергии (мощности) осуществляется по свободным
/нерегулируемым/ ценам, за исключением случаев, для которых предусматривается
государственное регулирование цен (тарифов) на электрическую энергию
(мощность); энергосбытовые организации, энергоснабжающие организации продают
электрическую энергию (мощность) потребителям по свободным (нерегулируемым)
ценам за исключением объема электрической энергии (мощности), поставляемого
населению и приравненным к нему по решению правительства РФ или уполномоченного
им федерального органа исполнительной власти категориям потребителей.
Законом вводится понятие социальная норма потребления электрической энергии
(мощности) под которой понимается определенное количество (объем)
электрической энергии (мощности), которое потребляется населением и
приравненными к нему категориями потребителей, в пределах которого и сверх
которого поставка электрической энергии (мощности) осуществляется по различным
регулируемым ценам (тарифам).
Контроль за системой оперативно-диспетчерского управления, в том числе
контроль за соблюдением субъектами оперативно-диспетчерского управления правил
оптового рынка, осуществляет уполномоченный правительством РФ федеральный орган
исполнительной власти, который вправе обращаться в суд с требованием о лишении
физических лиц диспетчеров, нарушивших порядок оперативно-диспетчерского
управления в электроэнергетике, права осуществлять профессиональную
деятельность в сфере оперативно-диспетчерского управления.