КИЕВ, 22 июля (BigpowerNews) Вчера украинское госпредприятие
«Энергорынок» провело первый в истории Украины тестовый аукцион в рамках
правительственной программы по переходу к практике двусторонних договоров. Как
сообщает сегодня Ъ-Украина, общая стоимость реализованных в ходе аукциона 576,1
тыс. МВтч электроэнергии возросла на 24,2%: с начальных 139,1 млн. грн до 172,7
млн. грн. Стартовая цена по ряду лотов выросла более чем на 50 шагов, а
максимальный рост по одному из лотов составил 73 шага. После этого аукционный
комитет с согласия участников принял решение установить максимальное количество
шагов – 50, а торги начинать с 20–го шага, чтобы не затягивать проведение
торгов.
По данным газеты, к продаже предлагалась электроэнергия, выработанная НАЭК
«Энергоатом» и пятью энергогенерирующими компаниями. Она реализовывалась в
соответствии с ровным графиком по пропорциональному принципу – то есть
покупатель 1 кВтч атомной должен был купить 1 кВтч тепловой электроэнергии. Это
делается для того, чтобы продать более дорогую тепловую энергию, себестоимость
производства которой в три раза выше, чем атомной.
По словам заместителя директора «Энергорынка» Владимира Евдокимова, которые
приводит Ъ, на прошедшем аукционе из–за ограничений количества шагов не был
достигнут максимум цены. По данным «Донбассэнерго», он мог составить 60–70% от
начальной стоимости. «Аукцион показал, что спотовый рынок электроэнергии может
функционировать. А значит, разработанная Кабмином модель реформирования может
быть реализована уже в ближайшее время»,– цитирует Ъ гендиректора ОАО
«Донбассэнерго» Сергея Иванова.
Ъ напоминает, что план радикальной реформы украинского оптового рынка
электроэнергии Кабмин Украины утвердил еще в 2007 году. Он предусматривает
полную либерализацию рынка электроэнергетики к 2014 году. В 2011 году
планируется начать биржевую торговлю. Вчера источник Ъ в Минтопэнерго
подтвердил, что биржа начнет работать к концу 2011 году. «Приблизительно 60–70%
электроэнергии будет продаваться по долгосрочным договорам и еще приблизительно
треть – на спотовом рынке»,– утверждает собеседник Ъ.