МОСКВА, 14 октября (BigpowerNews) Комитет Госдумы по бюджету и налогам
вчера рекомендовал к принятию в первом чтении правительственного законопроекта
о внесении поправок в Налоговый кодекс в связи с созданием консолидированной
группы налогоплательщиков. Как сообщает Ъ, главный смысл новаций — группы
компаний смогут суммировать свои финансовые результаты при определении налога
на прибыль. По замыслу Минфина это сделает бессмысленным перемещение холдингами
центров прибыли между регионами ради экономии на налогах, пишет газета. Из-за
задержки с одобрением этого документа затягивалось принятие идущего с ним в
паре законопроекта о трансфертном ценообразовании — правительство обещает
бизнесу, что новые, более жесткие правила доначисления налогов из-за
использования нерыночных цен к консолидированным налогоплательщикам применяться
не будут.
Вчера заместитель главы Минфина Сергей Шаталов сообщил, что после вступления
закона в силу его ведомство ожидает создания 11 консолидированных
налогоплательщиков. «Если ориентироваться на результаты 2009 года, то это шесть
потенциально возможных групп, в основном из топливно-энергетического комплекса.
По результатам 2010 года предполагается, что таких групп может быть 11»,—
цитирует Ъ заместителя министра. По его словам, помимо предприятий ТЭКа это
«Российские железные дороги», ВТБ и «Норильский никель».
По данным издания, согласно проекту, консолидация будет возможна, если доля
участия основного общества в дочерних компаниях составляет не менее 90%. При
этом сумма начислений федеральных налогов за год у консолидирующихся компаний
должна превышать 15 млрд руб., суммарная выручка — 100 млрд руб., а активы — 1
трлн руб. Помимо названных компаний в число 11 могут войти «Русал» и ТНК-ВР.
Ранее их представители неофициально заявляли о намерении воспользоваться новым
режимом и об организационной готовности к нему. По мнению экспертов, также в
числе потенциальных участников процесса — «Газпром», ЛУКОЙЛ, НЛМК, «Роснефть»,
Сбербанк. Вхождение в новый режим «Газпром нефти» и «Сургутнефтегаза»
представляется менее вероятным: в первом случае из-за преобладания зарубежных
активов, во втором — из-за «компактности» компании. Ъ отмечает, что издержки
компаний по перестройке внутренней структуры под новый вид отчетности с
очевидностью ниже, чем выгоды предполагаемого режима уплаты прибыли
консолидированным налогоплательщиком.
В заключении на законопроект бюджетный комитет осторожно спорит с Минфином,
предлагая «рассмотреть вопрос» об изменении критериев доступа к механизму
консолидации. В РСПП считают, что заявленные пороги надо снижать. Как пояснил
«Ъ» заместитель руководителя комитета РСПП по налоговой политике Андрей
Тихоновский, бизнес предлагал снизить порог суммы налогов до 10 млрд руб.,
активов — до 300 млрд руб. Напомним, ранее на снижении настаивало и
Минэкономики, однако после того как наработки Минфина стали официальной
позицией правительства, межведомственная полемика была прекращена.
Минфин сознательное сужение круга участников объясняет желанием дать
налоговикам возможность отработать новый порядок администрирования. С
осторожностью ведомства в этом вопросе согласна и часть депутатов Госдумы.
«Непонятно, что будет с доходами регионов от налога на прибыль, если в качестве
консолидированных оформится большое число налогоплательщиков»,— сказала «Ъ»
глава налогового подкомитета палаты Наталья Бурыкина. По ее словам, уверенности
в том, что пороги надо снижать, у депутатов нет. «Кроме того, если все крупные
налогоплательщики консолидируются, контроль за трансфертными ценами применять
будет не к кому»,— заключает депутат, пишет Ъ.