МОСКВА, 9 марта (BigpowerNews) Госдума на пленарном заседании в среду
приняла в первом чтении проект закона «О внесении изменений в Уголовный кодекс
РФ и Кодекс РФ об административных правонарушениях в связи с совершенствованием
государственного управления в области противодействия коррупции». Об этом
ПРАЙМ-ТАСС сообщили в аппарате Госдумы.
Законопроект, внесенный президентом РФ Дмитрием Медведевым, направлен на
ужесточение наказаний за коммерческий подкуп, дачу и получение взятки, а также
за посредничество во взяточничестве.
Уголовный кодекс (УК) дополняется положением, в соответствии с которым за
коммерческий подкуп, дачу взятки, получение взятки и посредничество во
взяточничестве устанавливаются штрафы в размере до стократной суммы
коммерческого подкупа или взятки, но не более 500 млн руб.
В действующей редакции УК предусматривается ответственность за простую
взятку (до 150 тыс руб) и взятку в крупном размере (свыше 150 тыс руб), что не
в должной мере отражает положение дел, учитывая общественную опасность
взяточничества, полагает президент.
В целях дифференциации ответственности в УК законопроектом предлагается
закрепить 4 вида взятки в зависимости от их размера: простая взятка до 25 тыс
руб; взятка в значительном размере от 25 тыс руб до 150 тыс руб; взятка в
крупном размере от 150 тыс руб до 1 млн руб; взятка в особо крупном размере
свыше 1 млн руб.
В качестве основного наказания за получение взятки в размере до 25 тыс руб
устанавливается штраф в размере от 25−кратной до 50−кратной суммы взятки с
лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной
деятельностью на срок до 3 лет либо лишением свободы на срок до 3 лет со
штрафом в размере двадцатикратной суммы взятки.
За получение взятки в особо крупном размере, то есть более 1 млн руб,
предлагается установить наказание в виде штрафа в размере от
восьмидесятикратной до стократной суммы взятки с лишением права занимать
определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3
лет либо лишением свободы на срок от 8 до 15 лет со штрафом в размере
семидесятикратной суммы взятки.
Кроме того, вводится в качестве отдельного самостоятельного состава
посредничество во взяточничестве, под которым понимается непосредстве нная
передача взятки по поручению взяткодателя или взяткополучателя либо
способствование взяткополучателю и взяткодателю в достижении или реализации
соглашения между ними о получении и даче взятки.
Законопроектом также предлагается уточнить положения, касающиеся уголовной
ответственности за взяточничество (подкуп) иностранных должностных лиц и
должностных лиц иностранных публичных организаций. При этом в соответствии с
Конвенцией ООН против коррупции под иностранным должностным лицом понимается
любое назначаемое или избираемое лицо, занимающее какую-либо должность в
законодательном, исполнительном, административном или судебном органе
иностранного государства, и любое лицо, выполняющее какую-либо публичную
функцию для иностранного государства, в том числе для публичного ведомства или
публичного предприятия; под должностным лицом публичной международной
организации понимается международный гражданский служащий или любое лицо,
которое уполномочено такой организацией действовать от ее имени.
Для повышения эффективности административной ответственности, применяемой в
отношении юридических лиц за причастность к коррупции, вносятся соответствующие
изменения в Кодекс об административных правонарушениях (КоАП).
В соответствии с данными изменениями, за незаконные передачу, предложение
или обещание от имени или в интересах юридического лица иностранному
должностному лицу либо должностному лицу публичной международной организации
денег, ценных бумаг, иного имущества, оказание ему услуг имущественного
характера, передачу иных имущественных прав за совершение в интересах данного
юридического лица должностным лицом, лицом, выполняющим управленческие функции
в коммерческой или иной организации, иностранным должностным лицом либо
должностным лицом публичной международной организации действия (бездействие),
связанного с занимаемым им служебным положением, на юридических лиц налагается
штраф в размере до трехкратной суммы денежных средств, стоимости ценных бумаг,
иного имущества, услуг имущественного характера, иных имущественных прав,
незаконно переданных или оказанных либо обещанных или предложенных от имени
юридического лица, но не менее 1 млн руб с конфискацией денег, ценных бумаг,
иного имущества или стоимости услуг имущественного характера, иных
имущественных прав.
В случае совершения данных действий в крупном размере, штраф налагатся на
юридических лиц в размере до тридцатикратной суммы денежных средств, стоимости
ценных бумаг, иного имущества, услуг имущественного характера, иных
имущественных прав, незаконно переданных или оказанных либо обещанных или
предложенных от имени юридического лица, но не менее 20 млн руб с конфискацией
денег, ценных бумаг, иного имущества или стоимости услуг имущественного
характера, иных имущественных прав, в особо крупном размере в размере до
стократной суммы денежных средств, стоимости ценных бумаг, иного имущества,
услуг имущественного характера, иных имущественных прав, незаконно переданных
или оказанных либо обещанных или предложенных от имени юридического лица, но не
менее 100 млн руб с конфискацией денег, ценных бумаг, иного имущества или
стоимости услуг имущественного характера, иных имущественных прав.
Кроме того, вводится институт правовой помощи по делам об административных
правонарушениях. При необходимости производства на территории иностранного
государства процессуальных действий, предусмотренных КоАП, должностное лицо,
осуществляющее производство по делу об административном правонарушении, вносит
запрос об их производстве компетентным органом или должностным лицом
иностранного государства в соответствии с международным договором РФ,
международным соглашением или на началах взаимности. Запрос о производстве
процессуальных действий направляется через:
Верховный суд РФ по вопросам судебной деятельности Верховного суда
РФ;
Высший арбитражный суд РФ по вопросам судебной деятельности арбитражных
судов РФ;
Министерство юстиции РФ по вопросам, связанным с судебной деятельностью
всех судов, за исключением Верховного суда РФ;
Министерство внутренних дел РФ, Федеральную службу безопасности РФ,
Федеральную службу РФ по контролю за оборотом наркотиков в отношении
следственных действий, не требующих судебного решения или согласия
прокурора;
Генеральную прокуратуру РФ в остальных случаях.