МОСКВА, 18 марта (BigpowerNews) Президиум правительства РФ принципиально
одобрил проект программы развития систем коммерческого учета электроэнергии,
которая предполагает оснащение 48 млн потребителей по всей России
интеллектуальными приборами для учета расходов электроэнергии, сообщил глава в
четверг, 17 марта, Минэнерго РФ Сергей Шматко.
«Та программа, которую мы разработали в соответствии с поручение президента РФ,
сегодня была представлена и принципиально одобрена», сказал Шматко
журналистам, передает РИА Новости.
«Мои коллеги сделали несколько дополнений, которые, в первую очередь, касались
источников финансирования. Мы их приняли», добавил Шматко.
Программа, которая рассчитана на период до 2020 года, должна принести до 8−9
млрд рублей ежегодной экономии, отметил министр.
«Мы предлагаем решение, которое позволяет в удаленном доступе контролировать
расход электроэнергии, выбирать различные тарифные планы (
) сглаживать пики
потребления и, самое главное, пожалуй, получать в удаленном доступе информацию
(об энергозатратах ред.)», сказал министр на брифинге после заседании
президиума.
Он сообщил также, что финансирование программы будет идти за счет самих
энергетиков, без привлечения бюджетных средств и последствий для тарифов для
конечного потребителя.
В материалах к заседанию президиума правительства указывалось, что основными
целями программы являются: снижение удельного уровня энергопотребления за счет
стимулирования бережливого поведения потребителей энергоресурсов; снижение
уровня коммерческих и технических потерь энергии за счет их оперативного
выявления и локализации; повышение информационной прозрачности розничного рынка
электроэнергии за счет формирования полных и достоверных энергетических
балансов; повышение надежности энергоснабжения в РФ за счет организации
мониторинга параметров энергосистемы.
Программа предусматривает решение следующих ключевых задач:
— формирование целостной и эффективной системы коммерческого и технического
учета электроэнергии на основе технологий интеллектуального учета;
— повышение оперативности выявления и реагирования энергоснабжающих
организаций на неисправности и технологические нарушения;
— прогнозирование и сглаживание пиков энергопотребления;
— повышение операционной эффективности розничного рынка электроэнергии за
счет снижения постоянных расходов;
— повышение эффективности и качества планирования развития энергетических
сетей за счет формирования энергетического профиля и прогнозирования его
развития в разрезе сегментов сети;
— повышение прозрачности и своевременности расчетов за энергоресурсы;
— стимулирование развития производства инновационной продукции и
программного обеспечения на территории РФ;
— внесение необходимых изменений в нормативно-правовую базу.
Общая длительность реализации мероприятий программы составляет десять лет –
с 2011 по 2020 гг. Реализация программы должна осуществляться поэтапно.
I этап – 2011−2012 гг, подготовительный этап: стимулирование рынка к
использованию интеллектуальных приборов учета, формирование концепции
интеллектуального учета, тестирование технологий в ходе реализации «пилотных»
проектов.
II этап – 2012−2015 гг, переходный этап, введение в действие изменений в
законодательство, реализация проектов по интеллектуальному учету в части вновь
создаваемых систем. По итогам этапа возможен пересмотр состава мероприятий
третьего этапа.
III этап – 2016−2020 гг, масштабное тиражирование технологий
интеллектуального учета.
По результатам реализации I этапа предусматривается сформировать федеральную
концепцию и целевую модель интеллектуального учета электроэнергии, осуществить
детальную оценку стоимости реализации II и III этапов программы и определить
источники их финансирования.
Основным результатом реализации программы за весь срок ее реализации
предусматривается обеспечение: технической возможности выбора тарифа
электроснабжения, удаленного считывания показаний, формирования и анализа
профиля энергопотребления для 90% потребителей электроэнергии; снижения общих
потерь электроэнергии в процессе передачи до конечного потребителя на 25%;
снижения среднего времени продолжительности отключений энергоснабжения на 10%;
снижения количества обращений и жалоб конечных потребителей в энергоснабжающие
организации на 30%; снижения удельного потребления электроэнергии на 10%.