МОСКВА, 18 марта (BigpowerNews) – Рейтинговое агентство Standard &
Poor’s повысило рейтинг «Анализ и оценка эффективности корпоративного
управления, подотчетности и менеджмента» (Governance, Accountability,
Management, Metrics, and Analysis — GAMMA) АО «Казахстанская компания по
управлению электрическими сетями» (KEGOC) с GAMMA-5 до GAMMA-5+, говорится в
сообщении S&P.
«Важным позитивным изменением в сфере корпоративного управления KEGOC
является утверждение долгосрочной стратегии с перспективой до 2025 г., которая
устанавливает четкие стратегические задачи по модернизации производственных
активов. Кроме того, мы отмечаем, что за прошедший год компания
усовершенствовала практику раскрытия информации и усилила процесс внутреннего
аудита, — отметила аналитик Службы рейтингов корпоративного управления S&P
Екатерина Марушкевич. — Вместе с тем ряд решений единственного акционера KEGOC,
государственного фонда «Самрук-Казына», имеет скорее политическое, нежели
коммерческое обоснование. В частности, мы считаем, что ограничение на выплату
бонусов топ-менеджерам KEGOC, как и других казахстанских государственных
компаний, введенное во время кризиса, может ограничивать возможности компании
привлекать и удерживать высококвалифицированных специалистов. Другим
недостатком является чрезмерно длительный и бюрократизированный процесс
принятия корпоративных решений в фонде «Самрук-Казына», что негативно влияет на
операционную эффективность дочерних компаний, включая KEGOC».
Рейтинг GAMMA компании KEGOC — результат оценки по четырем компонентам анализа
— с градациями оценки от 1 до 10:
Влияние акционеров — 4+ (без изменения)
Права акционеров — 5 (без изменения)
Прозрачность, аудит и управление рисками — 6 (повышен с 5+)
Эффективность Совета директоров, стратегический процесс, система мотивации — 5+
(повышен с 5)
Сильными сторонами практики корпоративного управления KEGOC S&P называет
следующие:
Правительство Республики Казахстан и единственный акционер KEGOC — фонд
национального благосостояния «Самрук-Казына» — осознают высокое значение
бизнеса компании для развития национальной экономики и оказывают компании
политическую и финансовую поддержку. Важным фактором является то, что фонд
«Самрук-Казына» поддерживает развитие эффективной практики корпоративного
управления в KEGOC.
Долгосрочная стратегия KEGOC до 2025 г. утверждена Советом директоров. Она
излагает цели и задачи компании в сфере модернизации производственных активов,
охраны окружающей среды, управления персоналом и совершенствования
корпоративного управления.
В 2010 г. уровень прозрачности KEGOC повысился: компания опубликовала
квартальную финансовую отчетность по МСФО и значительно улучшила сроки
публикации годовых результатов (годовая отчетность опубликована до конца апреля
2010 г.). Кроме того, KEGOC опубликовала первый отчет об устойчивом развитии,
при подготовке которого компания ориентировалась на уровень применения «С»
руководства GRI.
С октября 2010 г. Комитет по аудиту состоит только из независимых
директоров и осуществляет эффективный контроль над процессом внутреннего
аудита. Сотрудники Службы внутреннего аудита имеют значительный
профессиональный опыт в области аудита и финансов и повышают профессиональную
квалификацию.
Вместе с тем аналитики Standard & Poor’s отмечают ряд недостатков в
системе корпоративного управления компании.
Способность независимых директоров отстаивать позицию, расходящуюся с
позицией единственного акционера KEGOC, не проверена на практике. Независимые
директора составляют меньшинство в Совете директоров и не имеют четко
определенных прав вето.
Единственный акционер KEGOC может быть подвержен конфликтам интересов; с
одной стороны, он стремится повышать акционерную стоимость компании, с другой
стороны, он может быть вынужден выполнять государственные задачи по обеспечению
социальной стабильности, которые могут противоречить коммерческим интересам
компании.
Процесс принятия ряда корпоративных решений на уровне материнской компании
неоднократно затягивался, что негативно сказывалось на операционной
эффективности KEGOC.
Решения о вознаграждении членов высшего исполнительного руководства KEGOC
являются политизированными, что может ограничивать возможность компании
привлекать, удерживать и стимулировать высших менеджеров.