МОСКВА, 20 апреля (BigpowerNews) Госдума на пленарном заседании в среду
приняла в третьем чтении закон «О внесении изменений в Уголовный кодекс РФ и
Кодекс РФ об административных правонарушениях в связи с совершенствованием
государственного управления в области противодействия коррупции».
Закон вводит уголовную ответственность за посредничество во взяточничестве и
уточняет ответственность за коммерческий подкуп, дачу и получение взятки. Кроме
того, предлагается взимать штрафы с юридических лиц за коррупционные действия
их сотрудников, а также урегулировать вопросы правовой помощи по делам об
административных правонарушениях.
Закон расширяет возможность применения конфискации имущества, введя ее по
преступлениям, совершенным из корыстных побуждений и связанным с невыплатой
зарплаты, пенсий, стипендий, пособий и иных выплат, нарушением авторских и
смежных прав, нарушением изобретательских и патентных прав, подменой ребенка,
незаконным усыновлением (удочерением), разглашением тайны усыновления
(удочерения).
По преступлениям, связанным с коммерческим подкупом, получением и дачей
взятки, предлагаются новые квалифицирующие признаки: «заведомо незаконные
действия (бездействие)» и «значительный размер взятки», за которые
предусмотрены повышенные санкции. Одновременно предусматривается изменение
структуры санкций – вводится штраф в градуированном размере (в зависимости от
наличия квалифицирующих признаков размер его предусмотрен от десятикратной до
стократной суммы взятки или коммерческого подкупа), как правило, с обязательным
лишением виновного лица права занимать определенные должности или заниматься
определенной деятельностью на срок до 3−х лет или лишение свободы, срок
которого в некоторых случаях уменьшен, с дополнительным наказанием в виде
штрафа. Из санкций изымаются ограничение свободы и арест.
В Уголовном кодексе (УК) за коммерческий подкуп, дачу взятки, получение
взятки и посредничество во взяточничестве устанавливаются штрафы в размере до
стократной суммы коммерческого подкупа или взятки, но не менее 25 тыс руб и не
более 500 млн руб.
В действующей редакции УК предусмотрена ответственность за простую взятку
(до 150 тыс руб) и взятку в крупном размере (свыше 150 тыс руб). В целях
дифференциации ответственности в УК законом, принятым сегодня депутатами,
предлагается закрепить 4 вида взятки в зависимости от их размера: простая
взятка до 25 тыс руб; взятка в значительном размере от 25 тыс руб до 150
тыс руб; взятка в крупном размере от 150 тыс руб до 1 млн руб; взятка в особо
крупном размере свыше 1 млн руб.
В качестве основного наказания за получение взятки в размере до 25 тыс руб
устанавливается штраф в размере от 25−кратной до 50−кратной суммы взятки с
лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной
деятельностью на срок до 3 лет либо лишением свободы на срок до 3 лет со
штрафом в размере двадцатикратной суммы взятки.
За получение взятки в особо крупном размере (более 1 млн руб), предлагается
установить наказание в виде штрафа в размере от восьмидесятикратной до
стократной суммы взятки с лишением права занимать определенные должности или
заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет либо лишением свободы на
срок от 8 до 15 лет со штрафом в размере семидесятикратной суммы взятки.
В качестве самостоятельного состава преступления вводится посредничество во
взяточничестве, под которым понимается непосредственная передача взятки по
поручению взяткодателя или взяткополучателя либо иное способствование
взяткополучателю и (или) взяткодателю в достижении или реализации соглашения
между ними о получении и даче взятки. В качестве наказания за посредничество
предусмотрен штраф в размере от 15−кратной до 90−кратной суммы взятки и лишение
права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью
на срок до 3 лет либо лишение свободы на срок до 12 лет со штрафом до
70−кратной суммы взятки. При этом обещание или предложение посредничества во
взяточничестве будет наказываться штрафом в размере от 15−кратной до 70−кратной
суммы взятки с лишением права занимать определенные должности или заниматься
определенной деятельностью на срок до 3 лет или штрафом в размере от 25 тыс до
500 млн руб с лишением права занимать определенные должности или заниматься
определенной деятельностью на срок до 3 лет либо лишением свободы на срок до 7
лет со штрафом в размере от 10−кратной до 60−кратной суммы взятки.
Лицо, являющееся посредником во взяточничестве, освобождается от уголовной
ответственности, если после совершения преступления оно активно способствовало
раскрытию и (или) пресечению преступления и добровольно сообщило органу,
имеющему право возбудить уголовное дело, о посредничестве во
взяточничестве.
Закон уточняет положения, касающиеся уголовной ответственности за
взяточничество (подкуп) иностранных должностных лиц и должностных лиц
иностранных публичных организаций. При этом в соответствии с Конвенцией ООН
против коррупции под иностранным должностным лицом понимается любое назначаемое
или избираемое лицо, занимающее какую-либо должность в законодательном,
исполнительном, административном или судебном органе иностранного государства,
и любое лицо, выполняющее какую-либо публичную функцию для иностранного
государства, в том числе для публичного ведомства или публичного предприятия.
Под должностным лицом публичной международной организации понимается
международный гражданский служащий или любое лицо, которое уполномочено такой
организацией действовать от ее имени.
Изменения, вносимые в Кодекс об административных правонарушениях (КоАП),
направлены на расширение действия КоАП за пределами территории РФ, увеличение
размера административного штрафа до стократного размера суммы незаконного
вознаграждения, выплаченного или предложенного от имени юридического лица за
незаконную передачу должностному лицу либо лицу, выполняющему управленческие
функции в коммерческой или иной организации, денег, ценных бумаг, иного
имущества, а также за незаконное оказание ему услуг имущественного характера за
совершение в интересах данного юридического лица действия /бездействия/,
связанного с занимаемым ими служебным положением, увеличение до 6 лет срока
давности привлечения к административной ответственности за нарушение
законодательства о противодействии коррупции. Кроме того, предлагается введение
по аналогии с уголовно-процессуальным законодательством института правовой
помощи по делам об административных правонарушениях.
При необходимости производства на территории иностранного государства
процессуальных действий, предусмотренных КоАП, должностное лицо, осуществляющее
производство по делу об административном правонарушении, направляет запрос о
правовой помощи соответствующему должностному лицу или органу иностранного
государства в соответствии с международным договором РФ или на началах
взаимности, которая предполагается, пока не доказано иное. Такой запрос
направляется через:
Верховный суд РФ по вопросам судебной деятельности Верховного суда
РФ;
Высший арбитражный суд РФ по вопросам судебной деятельности арбитражных
судов РФ;
Министерство юстиции РФ по вопросам, связанным с судебной деятельностью
всех судов, за исключением Верховного суда РФ и Высшего арбитражного суда
РФ;
Министерство внутренних дел РФ, Федеральную службу безопасности РФ,
Федеральную службу РФ по контролю за оборотом наркотиков в отношении
процессуальных действий по вопросам их административной деятельности;
орган, уполномоченный в соответствии с международным договором об оказании
правовой помощи на направление и получение запросов, связанных с реализацией
соответствующего международного договора;
Генеральную прокуратуру РФ в остальных случаях, передает ПРАЙМ-ТАСС.