ПЕКИН, 16 мая (BigpowerNews) Ряд провинций КНР сталкивается с
растущим дефицитом электроэнергии, в южной провинции Гуандун нехватка мощностей
достигла максимума с 2004 года, передает РИА Новости.
По данным Государственного энергетического управления КНР, за январь-апрель
2011 года потребление электроэнергии в Китае выросло на 12,4% и достигло 1467,5
миллиарда киловатт-часов. Наибольший рост потребления электроэнергии
наблюдается в Синьцзян-Уйгурском автономном районе КНР (34,8%), автономном
районе Внутренняя Монголия (22,3%), провинции Ганьсу (17,5%), Нинся-Хуэйском
автономном районе (18,1%).
Дефицит электроэнергии в КНР носит сезонный характер и, обычно, обостряется
летом. В 2011 году нехватка генерирующих мощностей, по данным китайских СМИ,
уже весной стала ощущаться в провинциях Чжэцзян, Цзянсу, Цзянси, Хунань,
Гуандун и в городе центрального подчинения Чунцин. В крупнейшей по масштабам
экономики в Китае провинции Гуандун нехватка мощностей по итогам второго
квартала 2011 года, как ожидается, может достигнуть 40 гигаватт, что является
максимальным показателем с 2004 года.
По оценке инвесткомпании Shenyin&Wanguo Securities, нехватка
электроэнергии в ближайшие месяцы может затронуть новые районы КНР. Наибольший
ущерб она может нанести китайской металлургии: на уже пострадавшие районы
приходится 20% китайского производства стали.
С целью стабилизировать ситуацию местные власти призывают промышленность
ограничить потребление электроэнергии. В некоторых случаях накладываются
ограничения на использование кондиционеров в общественных зданиях: температуру
в них не следует снижать менее чем до 26 градусов.
Наряду с дефицитом электроэнергии КНР сталкивается с растущим сезонным
дефицитом дизельного топлива. В пятницу Государственное энергетическое
управление запретило китайским нефтяным компаниям экспорт дизельного топлива
(разрешаются только поставки в специальные административные районы Гонконг и
Макао). Аналитик консалтинговой компании «Чжочуан» Лю Фэн заявил в интервью
газете «Ди и цайцзин жибао», что дефицит топлива в ряде районов страны связан с
сезонным пиком потребления в сельском хозяйстве, строительстве и морских
перевозках.
По данным Государственного энергетического управления, потребление
нефтепродуктов в апреле выросло на 8,3%, составив 20,4 миллиона тонн, в то
время как производство выросло на 6,8%, составив 20,39 миллиона тонн.
В условиях, когда правительство не повышает внутренние цены на топливо, а
импортная нефть дорожает, реализация дизтоплива внутри страны становится
невыгодной производителю, отмечает издание. Если государственные нефтяные
компании продолжают работать себе в убыток, то частные переработчики
сворачивают производство в ожидании роста цен. На частные компании приходится
около 20% китайских мощностей по нефтепереработке.
Внешний рынок в последнее время был для китайских нефтепереработчиков более
привлекательным, чем внутренний, отмечает Лю Фэн. По его данным, тонна
дизтоплива на китайском НПЗ стоит сейчас 7800 юаней (около 1200 долларов), в
случае продажи в соседние азиатские страны переработчик может дополнительно
получить прибыль в 1300 юаней с тонны. Напряженность на внутреннем китайском
рынке дизельного топлива может несколько разрядиться в случае снижения мировых
цен на нефть, считает Лю Фэн.