В Госдуме обсуждают изменения в ФЗ «Об электроэнергетике» по совершенствованию госрегулирования отрасли.
МОСКВА, 31 мая (BigpowerNews) Как заявил председатель комитета госдумы по
энергетике Юрий Липатов на дневном пленарном заседании 31 мая 2011 года,
представляя нижней палате парламента в первом чтении проект Федерального
закона № 497896−5 «О внесении изменений в Федеральный закон «Об
электроэнергетике», «предлагаемые законопроектом изменения направлены на
совершенствование государственного регулирования в сфере ценообразования на
электрическую энергию (мощность) и деятельности технологической и коммерческой
инфраструктур рынка электрической энергии (мощности)», сообщает пресс-служба
комитета.
Ю.Липатов в своем выступлении отметил: «По мнению Комитета, законопроект
нуждается в доработке по следующим основаниям.
Законопроектом предлагается уточнение порядка определения цены по договорам о
порядке использования объектов ЕНЭС и установление преимущественного права
выкупа организацией по управлению ЕНЭС выставляемых на продажу объектов
электросетевого хозяйства, относящихся к Единой национальной электрической
сети.
Представляется, что предлагаемая норма нуждается в уточнении как момента, с
которого может быть реализовано право продажи собственника или иного владельца
объекта электросетевого хозяйства любому лицу (в случае отказа приобрести такой
объект организацией по управлению ЕНЭС), так и цены реализации такого объекта
третьему лицу. По мнению Комитета такой объект может быть продан третьему
лицу на тех же условиях, на которых его отказалась приобрести организация по
управлению Единой национальной электрической сетью.
Законопроектом предусматривается возмещение расходов ОАО ФСК ЕЭС по
реконструкции объектов ЕНЭС, которые находятся у организации по управлению
Единой национальной электрической сетью по договорам использования таких
объектов с иными владельцами объектов ЕНЭС. Однако учитывая отсутствие
государственного контроля за величиной расходов на реконструкцию объектов ЕНЭС,
компенсируемых в рамках договорных обязательств при использовании указанных
объектов, введение данной нормы, по мнению Комитета, может быть осуществлено
только при условии обеспечения государственного контроля..
Законопроектом предлагается введение обязательности покупки (продажи)
электрической энергии (мощности) в ценовых зонах оптового рынка в
объемах, обеспечивающих поставку электрической энергии (мощности) между
ценовыми и неценовыми зонами оптового рынка по регулируемым ценам
(тарифам). Представляется, что введение данной нормы противоречит
принципам ликвидации перекрестного субсидирования и стимулирует в данном случае
возникновение межтерриториального перекрестного субсидирования.
В целях обеспечения надежного функционирования Единой энергетической системы
Комитетом предлагается дополнить представленный законопроект положением,
наделяющим Правительство РФ или уполномоченный им федеральный орган
исполнительной власти правом утверждения технологических правил работы
энергетических систем, правил устройства и эксплуатации объектов
электроэнергетики и государственного контроля за соблюдением указанных
требований.
В целях обеспечения защиты интересов потребителей электроэнергии субъектов
малого и среднего предпринимательства предлагается дополнить законопроект
положениями, предусматривающим изменения количественного состава
наблюдательного совета некоммерческого партнерства Совет рынка и
обязательное включение указанных субъектов в состав наблюдательного
совета».
«Все вышеуказанные замечания и предложения Комитета по энергетике могут быть
учтены при подготовке представленного законопроекта ко второму чтению. Комитет
Государственной Думы по энергетике рекомендует принять проект федерального
закона № 497896−5 » О внесении изменений в Федеральный закон «Об
электроэнергетике» в первом чтении», резюмировал Ю.Липатов.
ИЗМЕНЕНИЯ
В действующее законодательство в рамках законопроекта № 497896−5 «О внесении
изменений в Федеральный закон Об электроэнергетике предлагается внести
следующие изменения:
В части сетевого комплекса уточняются положения о взаимодействии организации
по управлению Единой (общероссийской) национальной электрической сетью (ОАО
«ФСК ЕЭС») с иными законными владельцами объектов ЕНЭС, а именно
законопроектом предлагается (Статья 8 35−ФЗ):
в целях повышения уровня централизации управления ЕНЭС и соответственно
уровня надежности энергоснабжения, ОАО «ФСК ЕЭС» предоставляется право
преимущественного выкупа объектов ЕНЭС у их собственников при продаже ими
указанных объектов;
учитывая, что ОАО «ФСК ЕЭС», заключая и исполняя с иными владельцами объектов
ЕНЭС договоры о порядке использования таких объектов, может осуществлять не
только текущую эксплуатацию этих объектов но и работы, которые в соответствии с
действующим законодательством РФ относятся к реконструкции, предлагается
предусмотреть компенсацию этих расходов для организации по управлению ЕНЭС.
Указанные расходы являются для ОАО «ФСК ЕЭС» капитальными вложениями и не могут
быть возмещены в составе текущих расходов, уменьшающих цену договора с иными
владельцами объектов ЕНЭС.
Также предлагается в целях стимулирования владельцев объектов ЕНЭС к снижению
потерь в сетях учитывать при взаиморасчетах ОАО ФСК ЕЭС и иных собственников
объектов ЕНЭС расходы ФСК ЕЭС на покупку электрической энергии на
компенсацию потерь в этих сетях.
В части государственного регулирования цен (тарифов) на оптовом рынке
законопроектом предлагается (Статья 23.1 35−ФЗ):
государственное регулирование цен (тарифов) на электрическую энергию
(мощность) в неценовых зонах распространить и на электроэнергию, поставляемую
в/из энергосистем(ы) иностранных государств в объемах, учтенных в сводном
прогнозном балансе производства и поставок электрической энергии
(мощности);
восстановить полномочия ФСТ России в части принятия тарифных решений для
организации параллельной работы ЕЭС России с зарубежными энергосистемами. Это
позволит исключить возможность возникновения финансовых рисков у российских
участников оптового рынка, выполняющих указанные операции;
в целях обеспечения создания гибкого механизма принятия тарифно-балансовых
решений, в том числе внутри периода регулирования, и возможности адекватного
реагирования государства на возникающие в периоде регулирования изменения,
установить государственное регулирование цен (тарифов) на электрическую энергию
(мощность), продаваемую (приобретаемую) в ценовых зонах оптового рынка и
приобретаемую (продаваемую) в неценовой зоне оптового рынка.
Также предлагается наделить Правительство РФ или федеральный орган
исполнительной власти в области регулирования тарифов устанавливать цены
(тарифы) на электрическую энергию (мощность), продаваемую (приобретаемую) на
оптовом рынке в целях технологического обеспечения совместной работы Единой
энергетической системы России и электроэнергетических систем иностранных
государств (Статья 24 35−ФЗ).
Учитывая множественность различных ценовых показателей, которые формируются в
результате работы оптового рынка электрической энергии (мощности), и публикации
различных показателей организациями коммерческой инфраструктуры, законопроектом
уточняется какие именно данные являются информацией о рыночных ценах.
Законопроектом также предлагается ряд технических правок, которые носят
уточняющий характер или перенос действующих норм закона в другие
статьи, которые улучшают логику и структуру закона.
Правительство определилось с объемом новой генерации на Дальнем Востоке, необходимой для решения проблемы сложившегося там энергодефицита. Власти хотят провести два отбора проектов новой генерации: квота для ТЭС может составить 678 МВт и для ветряных и солнечных (ВЭС и СЭС) электростанций — 1,7 ГВт. Минэнерго также предлагает правительству обсудить увеличение объема поддержки зеленой генерации.
«Технопромэкспорт», «Газпром энергохолдинг» и «Интер РАО» стали основными претендентами на строительство 2 ГВт новой генерации на юге России, необходимых для покрытия энергодефицита региона, что летом уже привело к первым за многие годы веерным отключениям. Правительство рассмотрит три варианта размещений генобъектов, отличающихся объемом возведения мобильных газотурбинных установок (ГТУ). Наиболее приоритетным считается строительство ГТУ на 500 МВт и парогазовых энергоблоков на 1,451 ГВт стоимостью 355,5 млрд рублей.
Правительство определилось с перечнем регионов, где уже с 1 декабря 2024 года может быть запрещен майнинг криптовалют. Для части регионов — Иркутской области, Бурятии и Забайкалья — запрет будет вводиться только на период зимних пиков, для ряда других — вплоть до 2031 года. Для майнеров криптовалюты впервые вводятся столь строгие ограничения, что, по мнению участников рынка, спровоцирует переход легальных участников в серый сектор.
Сведения о направлении IT-деятельности:
ОКВЭД 63.11.1 (деятельность по созданию и использованию баз данных и информационных ресурсов).
Предоставление информационных услуг в области электроэнергетики на базе собственной инфраструктуры:
- Доступ к базе данных актуальной специализированной информации, поиск по запросу;
- «Bigpower Daily» - ежедневный информационный обзор электроэнергетики РФ;
- «Энергетика России: Итоги недели» - еженедельный обзор электроэнергетики РФ.
Самые актуальные новости энергетики России в профессиональном он-лайн издании BigpowerNews.
Обзоры рынка, интервью, свежий взгляд на современные проблемы электроэнергетики – вся эта информация теперь представлена в одном месте!
Электроэнергетика Российской Федерации и Москвы, в частности, рассматривается на страницах нашего специализированного издания.
Текущее состояние и новое в электроэнергетике Вы сможете узнавать в режиме реального времени.