МОСКВА, 2 сентября (BigpowerNews) – Пресс-служба ОАО «ФСК ЕЭС» сегодня
распространила комментарий ФСК на результаты проверки инвестиционной
деятельности компании, опубликованные Счетной Палатой РФ 1 сентября 2011
г.
Ниже приводится текст комментария:
Результаты проверки инвестиционной деятельности ОАО «ФСК ЕЭС»,
опубликованные Счетной Палатой РФ 1 сентября 2011 г. относятся в первую
очередь к периоду реорганизации РАО «ЕЭС России» и выделения ФСК. Ряд проблем
указанных в акте накапливался годами и только с середины 2009 года они начали
активно решаться. На сегодняшний день практически все замечания, указанные в
акте учтены.
В частности, выполнение инвестпрограммы в 2010 году составило 98%, в первом
полугодии 2011 около 100%. Значительно улучшилась ситуация по постановке
объектов в основные фонды – в 2009 году акты КС-14 были получены по объектам на
сумму 16,9 млрд рублей, в 2010 году 30,8 млрд рублей, а план 2011
г. – 114 млрд рублей.
Также значительно выросла доля конкурентных процедур при проведении
закупок. За 2010 год было проведено в общей сложности около
2,5 тысяч закупочных процедур на общую сумму около 400 млрд рублей, из которых
72,5% открытым способом, что на 14% больше чем в 2009 году. В результате
проведения закупочных процедур был получен экономический эффект в размере
41,6 млрд руб. от предельной начальной цены закупки. Это составило 10% от общей
суммы проведенных закупок, что на 3% больше чем в 2009 году и на 7% больше, чем
в 2008 году.
Что касается отсутствия ПСД, других документов по ряду объектов, то данная
проблема накапливалась годами и ее решение требует времени. В том числе для
того, чтобы ускорить ее решение в структуре ФСК были созданы отдельные
Департамент проектирования и Департамент земельно-правовых отношений.
Как сообщалось, счетная палата РФ выявила ряд существенных недостатков в
организации инвестиционной деятельности ОАО «Федеральная сетевая компания
Единой энергетической системы» за 2009−2010 годы, которые СП изложила в отчете
о результатах экспертно-аналитического мероприятия, проведенного контрольным
ведомством с декабря 2010 года по март 2011 года.
Счетная палата проверяла результаты и меры, принимаемые хозяйствующими
субъектами с госучастием, в частности «ФСК ЕЭС», по снижению затрат при
реализации инвестпрограмм, а также их бухгалтерскую, финансовую, статистическую
и управленческую отчетность за 2009 год и первое полугодие 2010 года (по
отдельным показателям за 2007−2010 годы).
«Плановые объемы инвестиционных программ и источников их финансирования
недостаточно обоснованы. Допускаются неоднократные корректировки и неисполнение
инвестиционной программы; неполное освоение полученных бюджетных средств; темпы
роста объемов незавершенного строительства опережают рост финансирования
капитальных вложений; включение объектов в инвестиционную программу происходит
без технико-экономического обоснования; начало строительства осуществляется с
нарушением действующих норм и правил градостроительного, земельного и
экологического законодательства, в отсутствие правоустанавливающих документов
на землю, проектно-сметной документации, положительных заключений ФГУП
„Главгосэкспертиза“, экологической экспертизы и разрешений на производство
строительных работ; закупки во многом осуществляются неконкурентными способами,
в том числе закупки ПСД, СМР и оборудования производятся единым лотом у 11
продавцов», — говорится в отчете.
Следствием этого, по мнению аудиторов, является невыполнение целевых
индикаторов энергетической стратегии России на период до 2030 года в части
единой национальной (общероссийской) энергетической сети.
По данным Счетной палаты, плановый объем инвестиционной программы ОАО «ФСК
ЕЭС» ежегодно увеличивается, за четыре года рост составил 88,7% с 90,588 млрд
рублей в 2007 году до 170,953 млрд рублей в 2010 году. При этом инвестиционные
планы общества систематически не выполняются. Темпы роста плановых объемов
финансирования капитальных вложений в два раза опережают темпы роста их
фактического финансирования. Причем уровень выполнения финансовых планов по
инвестиционной деятельности имеет тенденцию к снижению, так в 2009 году он
оказался ниже показателя 2008 года на 24 процентных пункта.
«Анализ сформированной на 2010 год структуры источников финансирования
инвестиционной программы показал, что в нынешней экономической ситуации она,
по-прежнему, сомнительна», — отмечается в отчете.
Как указывается в документе, по состоянию на 1 июля 2010 года фактическое
финансирование капитальных вложений составило 60,497 млрд рублей, что
составляет 35% от планового годового объема финансирования и 90% от объема
финансирования на полугодие.
Неудовлетворительное состояние по выполнению инвестиционной программы ОАО
«ФСК ЕЭС» осложняется постоянным ростом незавершенного строительства. Таким
образом, темп роста объема незавершенного строительства за период с 2007 года
по первое полугодие 2010 года составил 582%, превысив темпы роста планового
объема финансирования капитальных вложений за 2007−2010 годы (187%) в 3
раза.
При этом средний объем незавершенного строительства в пересчете на один
объект инвестпрограммы за указанный период незначительно сократился с 928,2
миллиона рублей до 892,5 миллиона рублей, или на 4%.
В составе инвестиционной программы 2010−2014 годов числится 253
незавершенных объекта, строительство которых началось в период с 2003 по 2008
год, подсчитали в СП.
Счетная палата по итогам экспертно-аналитического мероприятия решила
направить информационные письма в Минфин, Минэкономразвития и Росимущество,
первому зампредседателя правительства РФ Игорю Шувалову, отчет о результатах
проверки уйдет в Совет Федерации и Госдуму.
ОАО «ФСК ЕЭС» образовано в соответствии с программой реформирования
электроэнергетики как монопольный оператор по управлению Единой национальной
электрической сетью с целью ее сохранения и развития. Объекты электросетевого
хозяйства Федеральной сетевой компании находятся в 73 регионах Российской
Федерации общей площадью более 13,6 млн кв. км. Компания эксплуатирует 121 тыс.
км линий электропередачи и около 800 подстанцией общей установленной
трансформаторной мощностью более 305,5 тыс. МВА класса напряжений 35−1150
кВ.