Ред: меняется источник, добавлены подробности
МОСКВА/ЛОНДОН, 2 сентября (BigpowerNews) Fitch Ratings подтвердило
долгосрочные рейтинги дефолта эмитента («РДЭ») РФ в иностранной и национальной
валюте на уровне «BBB» с «позитивным» прогнозом. Кроме того, агентство
подтвердило краткосрочный РДЭ России «F3» и рейтинг странового потолка на
уровне «BBB+», говорится в сообщении рейтингового агентства.
«Подтверждение рейтингов России с «позитивным» прогнозом отражает исключительно
сильный государственный баланс и потенциал более низкой макрофинансовой
нестабильности и инфляции за счет более высокой гибкости валютного курса, а
также учитывает структурные недостатки и задержку с реализацией мер ужесточения
налогово-бюджетной политики, что усиливает уязвимость страны перед
значительными резкими изменениями цен на нефть», – отмечает Эд Паркер,
управляющий директор аналитической группы Fitch по суверенным рейтингам в
регионе Европа, Ближний Восток и Африка.
Рост российской экономики составил 3,7% в годовом выражении во 2 кв. 2011 г. и
выглядит довольно сбалансированным, хотя и не является сильным по меркам
развивающихся рынков, отмечается в сообщении. Fitch прогнозирует рост ВВП на
4,2% в 2011 г., чему будут способствовать незапланированные поступления от
более высоких цен на нефть, более высокий урожай и увеличение потребления после
длительного периода сокращения. При этом агентство ожидает замедление роста до
3,6% в 2012 и 2013 гг. ввиду ослабления глобального роста.
Fitch считает, что переход России на более гибкий режим валютного курса
потенциально может способствовать сокращению относительно высоких и волатильных
темпов инфляции, понижению уязвимости к резким изменениям цен на нефть и
повышению финансовой стабильности. Политика Центрального банка Российской
Федерации («ЦБ РФ») усилила доверие к новому валютному режиму, разрешив в этом
году гибкость курса рубля в обоих направлениях: в сторону роста, несмотря на
обеспокоенность относительно конкурентоспособности производства, и в сторону
понижения на фоне усиления стремления избегать рисков. Кроме того, снижение
заимствований и более осторожное управление рисками сократило уязвимость
частного сектора к внешним финансовым потрясениям. Краткосрочный внешний долг
частного сектора (на основе первоначальных сроков погашения) сократился до 58
млрд. долл. в июне 2011 г. по сравнению с 103 млрд. долл. в сентябре 2008
г.
Россия имеет сильный внешний баланс, подчеркивает Fitch. Валютные резервы
составляли 540 млрд. долл. в середине августа, что является третьим крупнейшим
показателем в мире после Китая и Японии и обеспечивает внушительный запас
ликвидности на случай рисков, связанных с внешним финансированием, или валютных
рисков. Кроме того, Россия является значительным внешним нетто-кредитором: 23%
ВВП на конец 2010 г. Страна ежегодно демонстрирует профицит счета текущих
операций начиная с 1997 г., несмотря на волатильные цены на сырьевые товары,
указывают в рейтинговом агентстве.
Другим ключевым позитивным фактором кредитоспособности, по мнению Fitch,
является низкий уровень государственного долга. По состоянию на конец 2010 г.
совокупный государственный долг находился на уровне лишь 11,5% ВВП, то есть
существенно ниже, чем 10−летний медианный показатель для стран с рейтингом в
категории «BBB» (36%). Более того, на 1 августа 2011 г. объем средств в
государственных фондах благосостояния составлял 119 млрд. долл. (около 6,5%
прогнозируемого ВВП в 2011 г.), что обеспечивает бюджету финансовую гибкость и
умеренный запас прочности на случай негативных шоков.
По прогнозам агентства, дефицит федерального бюджета составит лишь 1,2% ВВП в
2011 г., снизившись с 4% в 2010 г., и будет существенно ниже прогнозируемого на
2011 г. медианного значения для стран с рейтингами категории «BBB» в 4,2%. В то
же время Fitch ожидает, что ненефтегазовый дефицит бюджета будет равен около
11% ВВП в этом году, а цена на нефть, при которой будет обеспечена
сбалансированность бюджета, увеличилась приблизительно до 118 долл. за барр.,
повысившись по сравнению 49 долл. за барр. в 2008 г. Кроме того, недавние
поправки в бюджет увеличили расходы и отодвинули планы существенного сокращения
ненефтегазового дефицита на период после 2014 г., повысив уязвимость России в
случае падения цен на нефть.
На рейтингах России сказываются существенные структурные недостатки, говорят d
Fitch. Неблагоприятный деловой климат сдерживает инвестиции, диверсификацию и
рост. Индикаторы качества управления и другие индикаторы Всемирного банка
свидетельствуют о недостатках в области институциональной среды и высоком
уровне коррупции.
«Финансовые трудности у Банка Москвы (пятого по величине банка страны) и
оказание ему финансовой помощи в июле 2011 г. указали на потенциал значительных
негативных сюрпризов в банковской системе, а также поставили вопрос
относительно качества управления в банках, находящихся в государственной
собственности, и эффективности надзора со стороны ЦБ РФ. В то же время
банковская система является относительно небольшой, и банковское кредитование
частного сектора составляет лишь 44% ВВП. При этом кредитные риски частично
сглаживаются хорошим регулятивным показателем достаточности капитала согласно
отчетности: 17,2% в мае 2011 г», говорится в сообщении агентства.
В Fitch считают, что приближающиеся парламентские выборы 4 декабря 2011 г. и
президентские выборы в марте 2012 г. несколько повышают политическую
неопределенность и, возможно, способствуют увеличению чистого оттока капитала в
частном секторе. Fitch не ожидает существенного изменения политической
стратегии или экономической политики после выборов и считает, что риск
значительной политической нестабильности в краткосрочной перспективе является
низким, хотя непрозрачный и централизованный характер системы несет событийный
риск.
В агентстве отмечают, что в случае снижения инфляции в сторону среднесрочного
целевого уровня в 5% и более длительной успешной истории проведения более
гибкой политики в области валютного курса, это могло бы сократить
макрофинансовую волатильность и привести к повышению рейтингов. Существенные
структурные реформы, улучшающие деловой климат, ситуацию в банковском секторе и
качество управления, также могли бы обусловить пересмотр рейтингов в сторону
повышения, однако, по мнению Fitch, перспективы этого являются относительно
небольшими.
К повышению рейтингов могло бы привести ужесточение налогово-бюджетной
политики, которое обеспечило бы значительное сокращение дефицита
ненефтегазового бюджета России и уязвимость к резким изменениям цен на нефть,
однако это не предусмотрено среднесрочными бюджетными планами правительства. В
то же время в случае серьезного и продолжительного снижения цен на нефть
возможно негативное рейтинговое действие, предупреждает Fitch.