РОСТОВ-НА-ДОНУ, 7 сентября (BigpowerNews) Глава Федеральной
антимонопольной службы (ФАС) России Игорь Артемьев рассчитывает на поддержку
депутатов Госдумы при рассмотрении во втором чтении третьего антимонопольного
пакета.
«Мы знаем, что все комитеты его поддержали, и все фракции намерены
голосовать за этот пакет», сказал он, выступая на конференции, посвященной
Дню конкуренции в РФ в Ростове-на-Дону, передает ПРАЙМ.
Артемьев напомнил, что второе чтение состоится 9 сентября.
Комитет по экономической политике и предпринимательству ранее рекомендовал
Госдуме принять правительственные законопроекты, входящие в третий
антимонопольный пакет и включающие в себя внесение изменений в закон о защите
конкуренции, Уголовный кодекс, Кодекс об административных правонарушениях и ряд
других законодательных актов.
Документ уточняет порядок применения антимонопольного законодательства к
действиям лиц, находящихся за пределами России и оказывающих влияние на
состояние конкуренции на территории РФ. В частности, уточнены антимонопольные
требования, в том числе в части контроля экономической концентрации, в
отношении иностранных лиц (только в случае поставок такими лицами товаров в РФ
не менее чем на 1 миллиард рублей в течение года, предшествующего дате
совершения сделки).
Существенно повышаются пороговые значения активов (с 3 до 7 миллиардов
рублей) и оборота (с 6 до 10 миллиардов рублей) компаний, при которых требуется
предварительное согласие антимонопольного органа на совершение сделок, иных
действий. Одновременно вдвое увеличиваются пороговые значения активов компаний
по уведомлениям антимонопольного органа о совершенных сделках и иных действиях.
Уточняются требования в области антиконкурентных соглашений и согласованных
действий, критерии определения монопольно высокой цены товара.
Правительству РФ предоставляется право устанавливать правила
недискриминационного доступа к объектам инфраструктуры товарного рынка, с
использованием которых производятся (реализуются) товары в сферах естественных
монополий. Вводится запрет на создание органами власти дискриминационных
условий хозяйствующим субъектам. Кроме того, нарушением законодательства
признается и установление органами власти и (или) взимание не предусмотренных
законодательством РФ платежей при предоставлении государственных
(муниципальных) услуг, а также дача органами власти хозяйствующим субъектам
указаний о приобретении товара, за исключением случаев, предусмотренных
законодательством.
Одновременно уточняется уголовная ответственность за антиконкурентные
соглашения. Изменения предусматривают уголовное преследование только за
наиболее опасные для конкуренции деяния картели. Планируется также
установить, что картельных сговоров внутри одной группы лиц не может быть, и,
следовательно, за нарушения в такой ситуации не может наступить уголовная
ответственность.
Уголовная ответственность за недопущение, ограничение или устранение
конкуренции путем заключения ограничивающего конкуренцию соглашения должна
будет наступать только в случае заключения такого соглашения хозяйствующими
субъектами конкурентами, то есть хозяйствующими субъектами, осуществляющими
продажу товаров на одном товарном рынке. При этом уголовную ответственность за
совершение ограничивающих конкуренцию согласованных действий предлагается
исключить.
Кроме того, предусмотрена дифференциация ответственности компаний за
нарушение антимонопольного законодательства, в том числе установление
фиксированного штрафа в сумме до 1 миллиона рублей за злоупотребление
доминирующим положением, ущемляющее интересы контрагентов, но не ограничивающее
конкуренцию. Сейчас действует система оборотных штрафов на нарушения такого
рода.
В качестве самостоятельной формы злоупотребления доминирующим положением
хозяйствующих субъектов предлагается рассматривать манипулирование ценами на
рынках электрической энергии и мощности. За манипулирование ценами на оптово и
(или) на розничных рынках электрической энергии и мощности участниками таких
рынков, не занимающими доминирующего положения на соответствующих рынках,
вводится административный штраф для должностных лиц в размере от 20 до 50 тысяч
рублей, юридических лиц от 500 тысяч до 1 миллиона рублей.