Авторы «Стратегии-2020» предлагают расширить конкуренцию на рынке электроэнергии
МОСКВА, 20 сентября (BigpowerNews) Разработчики «Стратегии-2020»
предлагают расширить конкуренцию на рынке электроэнергии и изменить принцип
работы гарантирующих поставщиков, свидетельстуют материалы экспертной группы по
подготовке предложений по актуальным проблемам социально-экономической
стратегии России на период до 2020 года по направлению «Реформа естественных
монополий».
На розничном энергорынке предлагается открыть широкомасштабную конкуренцию
перевести закупку электроэнергии гарантирующими поставщиками на организованные
торги и установить право розничных потребителей уходить от гарантирующих
поставщиков на обслуживание к конкурентным энергосбытовым компаниям. Для этого
потребитель должен иметь почасовой учет потребления и у него не должно быть
задолженности перед гарантирующим поставщиком, отмечают авторы документа,
сообщает РИА Новости.
Одновременно предлагается изменить принцип работы и регулирования деятельности
гарантирующих поставщиков. Их основной задачей должно стать, «простейшее
транслирование результатов закупки электроэнергии у поставщиков потребителям,
организация эффективного биллинга и сбора платежей, при долгосрочном
регулировании необходимой валовой выручки и соблюдении требований по надежности
и качеству оказываемых услуг».
Кроме того, предлагается разработать и внедрить механизмы снижения или
предотвращения неплатежей по всей цепочке формирования поставки и стоимости
электроэнергии для потребителей.
Основным способом торговли электроэнергией и мощностью и на оптовом, и на
розничном рынке, согласно предложениям, должны стать двусторонние договоры
между поставщиками и покупателями, заключаемые преимущественно на срок один год
и более.
На оптовом рынке предлагается убрать финансирование инвестиций АЭС и ГЭС из
тарифа и приравнять их к ТЭС, довести до конца либерализацию оптового
рынка.
В инвестиционную программу помимо проектов, связанных с обеспечением надежности
и качества, достижением энергоэффективности, по мнению экспертов, можно
включать только объекты в пределах «органического» роста спроса. Любые
дополнительные объекты должны включаться в инвестпрограмму лишь при наличии
конкретного заказчика.
Среди предложенных мер либерализация цен на тепло для всех юридических лиц и
создание программы инвестирования в теплосети по принципу «Фонда ЖКХ»
(соинвестирование со стороны государства) или льготных инфраструктурных
облигаций. Без этого ресурсов в тарифах на инвестиции в теплосети не хватит без
значительного роста тарифов, уверены разработчики «Стратегии 2020».
По мнению разработчиков стратегии, основная неэффективность кроется в
инфраструктурных составляющих тепло- и электросетях.
«С одной стороны, там нужны масштабные инвестиции, с другой, там сначала
необходимо выстроить систему мотивации, эффективную систему планирования,
позволяющую принимать решения по оптимальному набору объектов инвестиционных
программ без снижения надежности и качества услуг, а также систему эффективного
расходования средств», говорится в докладе.
В поставке населению тепла и электроэнергии предлагается ввести социальную
норму потребления и дотировать из бюджета только потребление в ее
пределах.
Кроме того, в документе содержится предложение создать единый орган, который
будет отвечать за развитие отрасли целиком. «Отрасли необходимо целостное
регулирование, а не разделение ответственности по принципу: один за
конкуренцию, другой за уровень цен и тарифов, третий за надежность. При
таком построении никто не отвечает за ее развитие», говорится в
документе.
Для защиты интересов потребителей предлагается создать на оптовом рынке
дополнительную палату в Совете рынка, которая будет состоять из представителей
таких квалифицированных покупателей.
Оценивая ситуацию в отрасли, эксперты указали на успешное завершение ее
структурного построения: сформировались как генерирующие, так и сетевые и
сбытовые компании, в отрасль пришли значительные инвестиции, проведена реформа
формирования сетевого тарифа.
Большинство компаний холдинга МРСК перешли на метод экономически обоснованной
доходности инвестированного капитала RAB-регулирование. В данном методе в
тарифе на передачу электроэнергии учитываются не только фактические затраты, но
и суммы, гарантирующие возврат инвестиций в сети и определённый доход
инвестора. Тариф при этом устанавливается на несколько лет. Однако этот метод,
по мнению экспертов, также требует «доведения до ума»: действующая модель
привела к тому, что цена выросла в основном на низком напряжении, то есть для
малого и среднего бизнеса.
Эксперты рабочей группы отмечают, что предложенные изменения на оптовом и
розничном рынках должны быть реализованы одновременно, иначе «возможны перекосы
и даже осложнения в ситуации». В частности, изменения на оптовом рынке
электроэнергии должны сопровождаться изменениями в рынке тепла в противном
случае наиболее эффективная когенерация становится неконкурентоспособной.
Кроме того, по мнению авторов, необходимо обеспечить реальную конкуренцию в
розничном рынке: сбытовые компании должны получить возможность ведения
рыночного бизнеса, при этом регулирование деятельности гарантирующих
поставщиков должно обеспечивать покрытие их издержек и необходимую
рентабельность.
Правительство определилось с объемом новой генерации на Дальнем Востоке, необходимой для решения проблемы сложившегося там энергодефицита. Власти хотят провести два отбора проектов новой генерации: квота для ТЭС может составить 678 МВт и для ветряных и солнечных (ВЭС и СЭС) электростанций — 1,7 ГВт. Минэнерго также предлагает правительству обсудить увеличение объема поддержки зеленой генерации.
«Технопромэкспорт», «Газпром энергохолдинг» и «Интер РАО» стали основными претендентами на строительство 2 ГВт новой генерации на юге России, необходимых для покрытия энергодефицита региона, что летом уже привело к первым за многие годы веерным отключениям. Правительство рассмотрит три варианта размещений генобъектов, отличающихся объемом возведения мобильных газотурбинных установок (ГТУ). Наиболее приоритетным считается строительство ГТУ на 500 МВт и парогазовых энергоблоков на 1,451 ГВт стоимостью 355,5 млрд рублей.
Правительство определилось с перечнем регионов, где уже с 1 декабря 2024 года может быть запрещен майнинг криптовалют. Для части регионов — Иркутской области, Бурятии и Забайкалья — запрет будет вводиться только на период зимних пиков, для ряда других — вплоть до 2031 года. Для майнеров криптовалюты впервые вводятся столь строгие ограничения, что, по мнению участников рынка, спровоцирует переход легальных участников в серый сектор.
Сведения о направлении IT-деятельности:
ОКВЭД 63.11.1 (деятельность по созданию и использованию баз данных и информационных ресурсов).
Предоставление информационных услуг в области электроэнергетики на базе собственной инфраструктуры:
- Доступ к базе данных актуальной специализированной информации, поиск по запросу;
- «Bigpower Daily» - ежедневный информационный обзор электроэнергетики РФ;
- «Энергетика России: Итоги недели» - еженедельный обзор электроэнергетики РФ.
Самые актуальные новости энергетики России в профессиональном он-лайн издании BigpowerNews.
Обзоры рынка, интервью, свежий взгляд на современные проблемы электроэнергетики – вся эта информация теперь представлена в одном месте!
Электроэнергетика Российской Федерации и Москвы, в частности, рассматривается на страницах нашего специализированного издания.
Текущее состояние и новое в электроэнергетике Вы сможете узнавать в режиме реального времени.