МОСКВА, 28 октября (BigpowerNews) Минэкономразвития РФ опубликовало
подготовленный ведомствами проект постановления правительства РФ «О внесении
изменений в некоторые акты правительства РФ в части необходимости
совершенствования отношений между поставщиками и потребителями электрической
энергии на розничном рынке».
Как говорится в пояснительной записке к документу, проект разработан во
исполнение поручений правительства от 11 июля 2011 г в целях сокращения
роста цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность), а также по результатам
обращений предпринимателей.
В записке сообщается, что по результатам рассмотрения обращений
представителей предпринимательства и региональных органов госрегулирования
тарифов о значительных допдоходах гарантирующих поставщиков (сбытовых
компаний), связанных с несовершенством федеральной нормативной базы, был
проведен анализа бухгалтерской и статистической отчетности.
По результатам анализа, говорится в отчете, «можно констатировать, что
необоснованные дополнительные доходы энергосбытовых организаций, являющихся
гарантирующими поставщиками, в 3−4 раза могут превышать устанавливаемую
органами регулирования сбытовую надбавку». Кроме того, отмечают в МЭР, это
может увеличивать конечную цену на электроэнергии для потребителей от 5 до 7%.
Сохранение данного механизма в действующей нормативно-правовой базе уменьшает
эффект от повышения энергетической эффективности использования электроэнергии у
потребителей. Так как при снижении потребления электрической энергии цена для
потребителя может значительно увеличится, в связи с попаданием в более низкую
группу ЧЧИ или оплаты отклонений от договорного объема, считают разработчики
проекта постановления.
В записке заключается, что все это обусловлено несовершенством правил
ценообразования на электрическую энергию (мощность) на розничном рынке
электрической энергии, в частности:
1. Возможностью дифференциации одноставочной цены на электрическую энергию
(мощность) для потребителей, исходя из групп числа часов использования
мощности.
2. «Эффектом сальдирования» мощности, позволяющего гарантирующим поставщикам
продавать потребителям объемы мощности, превышающие приобретенные гарантирующим
поставщиком из-за разницы времени учета мощности на оптовом и розничных
рынках.
3. Возможностью применения штрафных санкций к потребителям за отклонения
потребления от запланированного в договоре объема.
4. Возможность включения в цену для потребителей стоимость электрической
энергии (мощности) приобретенной на оптовом рынке по прямым свободны договорам
с поставщиками, даже по ценам, превышающим текущие рыночные цены на оптовом
рынке (возможное завышение закупочных цен).
Проект предусматривает отмену дифференциации потребителей по числу часов
использования мощности, установление единого времени расчета объема мощности на
оптовом и розничном рынках, введение запрета на оплату отклонений для
потребителей с присоединенной мощностью до 25 МВА и запрета на включение в цену
для потребителей стоимости электрической энергии (мощности), приобретенной по
прямым договорам на оптовом рынке свыше текущей рыночной цены.
В целях развития конкуренции на розничном рынке электрической энергии проект
упрощает процедуру перехода потребителя от гарантирующего поставщика на
обслуживание к энергосбытовой организации.
Предполагается, что принятие Проекта позволит исключить необоснованные
доходы гарантирующих поставщиков, что позволит снизить цены (тарифы) на
электрическую энергию (мощность) для всех групп потребителей, в первую очередь
сельскохозяйственных товаропроизводителей, бюджетных учреждений и предприятий
малого бизнеса, а также позволит в полном объеме получать эффект от реализации
потребителями мероприятий по повышению энергоэффективности.
Принятие Проекта не потребует внесение изменений и дополнений в иные
нормативные правовые акты Российской Федерации, отмечается в пояснительной
записке.