МОСКВА, 11 ноября (BigpowerNews) Минэнерго РФ необходимо менять систему отношений на оптовом и розничном рынке, учитывая интересы всех субъектов электроэнергетики. Об этом председатель Комитета Государственной Думы по энергетике Юрий Липатов заявил на тематическом форуме Общероссийского народного фронта «О мерах по повышению качества энергоснабжения потребителей, совершенствованию ценообразования на электрическую и тепловую энергию, отношений между поставщиками и потребителями электрической энергии», прошедшем 10 ноября 2011 г. в Москве.
Как сообщает пресс-служба главы комитета, в своем выступлении Ю.Липатов отметил:
«С 1 января 2011 года российская электроэнергетика стала полностью рыночным сектором экономики. 100% электроэнергии продается на оптовом и розничном рынках электроэнергии и мощности или поставляется по долгосрочным договорам потребителей с генерирующими или сбытовыми компаниями.
И хотя подготовка к этому периоду велась в том числе и посредствам внесения существенных изменений в законодательство о реформе электроэнергетики, тем не менее рост цен и тарифов на электрическую энергию в начале 2011 года существенно превысил ожидавшийся.
Существовали опасения, что непредсказуемо поведет себя оптовый рынок электроэнергии, однако в начале февраля цены для конечного потребителя во многих регионах по всей территории России резко возросли по другой причине. В Курске, Твери, Воронеже, Волгограде цена за 1кВт в час достигала более 6,5 руб. Это происходило в преддверии мартовских выборов в областные и краевые законодательные собрания.
Комитет Государственной Думы по энергетике первый забил тревогу, собрав срочное совещание представителей Минэнерго, ФСТ, ФАС, НП «Совета Рынка» и НП «Гарантирующих поставщиков». 17 февраля 2011 года данная проблема была рассмотрена на Президиуме Правительства РФ. Причина оказалась тривиально проста.
Руководствуясь благими намерениями, мы приняли поправку в 35−ФЗ «Об электроэнергетике», давая право правительствам субъектов РФ в исключительных случаях вместе с сетевыми территориальными компаниями, увеличивать инвестиционную составляющую для решения конкретных точечных задач в области или крае. Но при этом подразумевалось, что за превышение цены за 1кВТ всю ответственность и разъяснительную работу перед бизнесом и бюджетной сферой берет на себя руководство субъекта.
Наряду с этим, причиной роста цен явился одновременный переход к долговременному регулированию тарифов Федеральной сетевой компании региональными отделениями Холдинга МРСК.
Разрешенный тарифными органами переход к долгосрочным тарифам предусматривает так называемый RAB метод финансирования, в результате которого инвестиционные программы сетевых компаний могут финансироваться с использованием банковских кредитов и аккумуляции средств на банковских счетах. Бесконтрольный переход к RAB регулированию в российских условиях привел к утверждению региональными энергетическими комиссиями таких раздутых инвестиционных программ, которые послужили основным источником взлета цен.
В рамках реализации Перечня поручений Президиума Государственного Совета РФ от 11 марта 2011 года, а также Постановления Правительства РФ от 27 декабря 2010 года № 1172 было предусмотрено снижение ценовых показателей по поставке электроэнергии и мощности на оптовом рынке электроэнергии, пересмотр тарифных параметров по федеральным электроэнергетическим компаниям, а также принятие новых тарифных решений органами государственного регулирования субъектов РФ в отношении распределительного сетевого комплекса и гарантирующих поставщиков электроэнергии на уровне, не превышающем 15% к базовым показателям 2010 года.
Комитет Государственной Думы по энергетике трижды за этот год (23 марта, 29 июня, 20 сентября) проводил расширенные заседания, посвященные анализу ситуации на розничном и оптовом рынках и причин роста цен на электрическую энергию.
К большому сожалению, мы вынуждены констатировать, что неадекватные решения, принятые в конце прошлого года энергетиками и руководителями более 40 субъектов РФ, которые не были проанализированы федеральными структурами, привели к осложнению в общении с конечными потребителями электроэнергии[…].
Законодателям и органам исполнительной власти следует обратить особое внимание на опыт регулирования этого года и совершенствование нормативной базы применения долгосрочных тарифов для реализации инвестиционных программ, поскольку со следующего года на долгосрочные тарифы смогут переходить теплоснабжающие организации, а затем и организации сферы жилищно-коммунального хозяйства.
Другой причиной роста цен, в первую очередь, для малых и средних предприятий, сельскохозяйственных производителей, получающих электроэнергию по низковольтным электрическим сетям, стало несовершенство распределения перекрестного субсидирования населения, которое продолжает получать электроэнергию по фиксированным тарифам за счет других потребителей, присоединенных к низковольтным линиям электропередачи.
Хочу напомнить, что вопрос регулирования тарифов для населения – это принципиальная позиция партии. В прошлом году мы приняли поправку в 35−ФЗ «Об электроэнергетике», которой убрали из закона срок возможного перехода населения на рыночные цены.
Вышедшее Постановление Правительства №877 от 4 ноября 2011 года «О внесении изменений в некоторые акты Правительства РФ в целях совершенствования отношений между поставщиками и потребителями электрической энергии на розничном рынке» сняло ряд неточностей в работе розничного рынка. Отменяются штрафы для потребителей электроэнергии, отменяются группы потребителей по числу часов использования мощности или уровню интенсивности использования электроэнергии при определении цены на электроэнергию.
Такое решение надо приветствовать, поскольку оно позволит снизить ценовую нагрузку на отдельную категорию потребителей, а именно сельхоз производителей, малый и средний бизнес.
Кроме перечисленных мною проблем, к апрелю 2012 года должны быть урегулированы следующие вопросы:
заключения долговременных договоров на розничном рынке электрической энергии и мощности;
установка предельного уровня сбытовых надбавок по регионам;
сокращение и перераспределение перекрестного субсидирования;
упрощение порядка смены потребителями сбытовых компаний;
необходимо обратить внимание на программу развития регионов, на предмет их сбалансированности в части развития инфраструктуры;
необходимо усилить платежную дисциплину потребителей на всех уровнях. На сегодня задолжность сбытам составляет 120−150 млн. руб. В противном случае мы загубим сбыты, а сети и в настоящее время не получают вовремя средства за отпущенную услугу;
необходимо менять систему отношений на оптовом и розничном рынке, чтобы она учитывала интересы всех субъектов электроэнерегетики. Решение этой важнейшей задачи – прямая ответственность специалистов Министерства энергетики.
В заключение хочу отметить, что за четыре прошедших года после формирования Министерства энергетики и Комитета по энергетике в Государственной Думе мы достаточно слаженно работали по созданию и совершенствованию федеральных законов для топливно-энергетического комплекса в целом. Не сомневаюсь, что такая работа продолжится и в Государственной Думе 6 созыва».