МОСКВА, 23 ноября (BigpowerNews) – Госдума 22 ноября одобрила во 2−ом чтении
законопроект «О внесении изменений в Федеральный закон «Об
электроэнергетике» (в части совершенствования работы сетевого комплекса и
функционирования рынков электроэнергии)».
Авторами документа являются депутаты Юрий Липатов, Мартин Шаккум, Валентин
Друсинов, член Совета Федерации Валентин Межевич.
По словам инициаторов законопроекта, документ «направлен на дальнейшее
совершенствование правового регулирования в электроэнергетике с учетом
накопленного в течение переходного периода реформирования отрасли опыта».
Законопроектом предусматривается, что ОАО «ФСК ЕЭС» получит право
преимущественного выкупа объектов ЕНЭС у их собственников при продаже ими этих
объектов. В пояснительной записке к документу авторы отмечают, что «ФСК ЕЭС»,
заключая и исполняя с иными владельцами объектов ЕНЭС договоры о порядке
использования таких объектов, осуществляет не только текущую эксплуатацию этих
объектов, но также выполняет реконструкцию объектов и несет соответствующие
расходы, которые, в соответствии с нормами Федерального закона «Об
электроэнергетике» в действующей редакции, не подлежат возмещению.
«Поскольку в рамках существующей законодательной конструкции
фактически полностью отсутствуют механизмы, которые бы эффективно
стимулировали владельцев объектов ЕНЭС к снижению потерь электрической энергии
в принадлежащих им объектах ЕНЭС, предлагаемые к статье 8 Федерального закона
«Об электроэнергетике» поправки устраняют пробелы законодательства. Кроме того,
вносимые изменения повышает уровень централизации управления объектами ЕНЭС и,
соответственно, уровня надежности энергоснабжения путем предоставления «ФСК
ЕЭС» права преимущественного выкупа объектов ЕНЭС у их собственников при
продаже ими указанных объектов», подчеркивают авторы законопроекта.
Кроме того, документом устанавливаются основные требования к основаниям и
порядку расчета цен на электрическую энергию и мощность коммерческим оператором
оптового рынка электрической энергии и мощности. Предусматривается, что
указанные цены рассчитываются коммерческим оператором, исходя из тех сведений
об объемах производства и потребления электрической энергии (мощности),
которыми он располагает на момент осуществления расчета цены, т.е. в текущем
для коммерческого оператора, продавцов и покупателей расчетном периоде. Также
определяется, что при расчете текущей цены на электрическую энергию и мощность
коммерческим оператором могут использоваться сведения за предыдущие периоды (но
не более, чем за три года) об обстоятельствах, имеющих существенное значение
для расчета цены и ставшие известными коммерческому оператору только в текущем
периоде.
Поправками уточняются полномочия органов власти в сфере электроэнергетики. В
частности, правительство должно утверждать правила технологического
функционирования электроэнергетических систем. Оно также будет определять
механизм стимулирования использования возобновляемых источников энергии
(ВИЭ).
Также вводится запрет на изменение (перерасчет) цены покупки (продажи) и
стоимости электрической энергии и мощности, проданных или купленных субъектом
оптового рынка в прошлых расчетных периодах.
Предлагаемая поправка восстанавливает существовавшие в прежних редакциях
Федерального закона «Об электроэнергетике» правила, исключенные из него в связи
с технической ошибкой в тексте принятого Федерального закона от 26 июля 2010
года
Законопроектом уточняется, какие именно сведения из множества сформированных
коммерческим оператором оптового рынка ценовых показателей могут
рассматриваться в качестве официального источника информации о рыночных ценах
на электрическую энергию и мощность.
Уточняется содержание действий коммерческого оператора оптового рынка при
осуществлении им централизованных расчетов на оптовом рынке.
Принятие предлагаемого законопроекта будет способствовать установлению
однозначности предъявляемых к субъектам оптового рынка требований, повышению
эффективности работы коммерческого оператора оптового рынка, исключит
возможность возникновения дополнительных споров между субъектами рынка, не
имеющих под собой достаточных правовых оснований.
Данный законопроект также устанавливает и уточняет режим тарифного
регулирования в неценовых зонах оптового рынка, в том числе для целей
осуществления экспорта/импорта электрической энергии и организации параллельной
работы ЕЭС России с зарубежными энергосистемами.
В связи с тем, что оплата поставляемой электрической энергии (мощности) в
договорах с иностранными государствами осуществляется по фиксированной ставке,
переход от регулируемых тарифов к свободным ценам купли-продажи электрической
энергии (мощности) для целей технологического обеспечения параллельной работы
ЕЭС России и электроэнергетических систем иностранных государств, приводит к
возникновению у ОАО «ФСК ЕЭС» значительных выпадающих доходов. Для устранения
этого законопроект вносит изменение в пункт 2 статьи 24 Федерального
закона «Об электроэнергетике», в соответствии с которым ФСТ России наделяется
полномочием по установлению цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность),
продаваемую (приобретаемую) на оптовом рынке в целях технологического
обеспечения совместной работы Единой энергетической системы России и
электроэнергетических систем иностранных государств.