На правах рекламы
В 2011 году был запущен первый этап Государственной программы
«Энергосбережение и повышение энергетической эффективности на период до 2020
года», предусматривающий переход на энергоэффективный путь развития экономики.
За время, прошедшее со старта программы, были предприняты некоторые шаги,
проведена определенная работа, направленная на выполнение указа Президента РФ
«О некоторых мерах по повышению энергетической и экологической эффективности
российской экономики», устанавливающего в качестве основного критерия снижение
к 2020 году энергоемкости ВВП не менее чем на 40% по сравнению с 2007
годом.
На настоящий момент можно уже подвести первые промежуточные итоги реализации
госпрограммы, понять, какие задачи были решены, какие проблемы выявлены, какой
практический опыт удалось получить за пройденный промежуток времени.
Говоря о проблемах в сфере повышения энергетической эффективности, стоит
отметить тенденцию, озвученную Министерством энергетики Российской Федерации.
Сотрудники ведомства обеспокоены тем, что многие воспринимают
Госпрограмму скорее как некий модный тренд, а не конкретную инициативу, которая
призвана обеспечить совершенно определенный, осязаемый результат. Министерство
с сожалением констатирует, что на основе подавляющего большинства поступающих в
ведомство энергопаспортов заведомо невозможно реализовать меры по
энергосбережению – настолько некачественно эти паспорта составлены.
Данная ситуация, вполне вероятно, вызвана рамочным характером основного
целевого закона №261−ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической
эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты
Российской Федерации» и отсутствием детализации многих существенных моментов в
разработанных к настоящему моменту подзаконные актах, что не позволяет
обеспечить реальную почву для экономического стимулирования реальных проектов
по энергосбережению.
С другой стороны, большая часть мероприятий, проведенных в течение первого
года исполнения Госпрограммы, носила исключительно предынвестиционный характер,
и на их результатах сказалось отсутствие необходимого объема регламентирующей
информации. На протяжении всего 2011 года реализовывались образовательные
проекты, разрабатывались технико-экономические обоснования, проводились
энергетические обследования. По прогнозам Российского энергетического агентства
(РЭА), курирующего реализацию Госпрограммы, переход в практическую плоскость
начнется только в текущем году и будет выражаться в софинансировании конкретных
проектов и осуществлении индикативной оценки мероприятий в части влияния на
энергоемкость.
Прогноз РЭА позволяет надеяться, что в ближайшее время действительно начнет
решаться одна из основных проблем, связанных с вопросом энергосбережения и
энергоэффективности, – проблема низкой эффективности отечественного
производства. В связи со вступлением Российской Федерации во Всемирную торговую
организацию аспекты конкуренции на мировом рынке приобретают весьма
существенное значение. При этом реальная конкуренция в условиях современной
экономики невозможна без энергосберегающих технологий, поскольку
энергонеэффективное производство будет априори менее экономически выгодным, чем
производство, где задачи рационального использования энергии успешно
решены.
Задача повышения энергоэффективности не может быть решена только
законодательными мерами, хотя без них невозможно структурировать процесс
реализации Госпрограммы, необходимы прикладные технологические решения. Одно из
перспективных направлений прикладных решений представлено возобновляемыми
источниками энергии.
Согласно статистическим данным, в России за год образуется порядка 1
миллиарда тонн органических отходов, куда входят, в первую очередь,
отходы агропромышленного комплекса. Это огромное количество отходов
может служить источником получения электрической и тепловой энергии.
Переработка органических отходов АПК способна дать 66 миллиардов кубометров
газа, что эквивалентно 33 миллиардам литров бензина.
Развитие биоэнергетики в агропромышленном комплексе поддерживается
Министерством сельского хозяйства РФ, для которого оно является одним из
стратегических направлений работы. В Госпрограмме запланировано доведение доли
электроэнергии, вырабатываемой сельхозтоваропроизводителями с использованием
возобновляемых источников энергии, в общем объеме потребления АПК с 0,3% до
4,5%. В качестве своей главной задачи на текущий момент ведомство рассматривает
введение на федеральном уровне «зелёных» тарифов специально для биоэнергетики,
так как стандартные тарифы слишком велики с учётом капитальных затрат.
В целом, государство обещает биоэнергетике существенную поддержку, которую
не удалось получить солнечной и ветровой энергетике. Предполагается, что помимо
выработки тепла и электричества биоэнергетика поможет решить проблему
утилизации органических отходов. Таким образом, агропромышленный комплекс
сможет получить более дешевую электроэнергию и одновременно разобраться с
отходами своей деятельности.
Стоит отметить, что планируется осуществлять развитие возобновляемой
энергетики не только за счет государственного участия, но и с помощью
зарубежных инвесторов. РАЭ совместно с Международной финансовой корпорацией
реализует проект специализированного информационного портала, где будут
отображаться данные по потенциалу различных видов возобновляемых источников
энергии по регионам. Там же будут показываться типы возможных проектов, указаны
потенциальные партнеры, технологические решения и инвесторы.
Таким образом, меры по энергосбережению и повышению энергоэффективности на
сегодняшний день претворяются в жизнь по двум основным направлениям: путем
сокращения расходования энергии и за счет использования ее возобновляемых
источников.
Затруднения в области реализации Госпрограммы, выявленные в течение первого
года ее функционирования, будут решаться в самые ближайшие сроки. Так,
разрабатывается обширный пакет поправок в Федеральный закон № 261−ФЗ «Об
энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении
изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Содержание
изменений пока не раскрывается, однако, известно, что они подразумевают
создание дополнительных механизмов, ориентированных на развитие
энергоэффективности.
Кроме того, Правительство Российской Федерации готовит постановление « О
внесении изменений в правила распределения и предоставления субсидий из
федерального бюджета бюджетам субъектов РФ на реализацию региональных программ
по энергосбережению». Постановление уточнит критерии конкурсного отбора
регионов на получение федеральных субсидий. По признанию экспертов,
региональные программы на сегодняшний день нуждаются в значительной
доработке.
Комментируя процесс исполнения Государственной программы в области
энергосбережения и повышения энергетической эффективности, генеральный директор
одной из крупнейших саморегулируемых организаций в области проектирования
энергетических объектов СРО НП «Э.С.П.» Дмитрий Мурзинцев отметил:
«Промежуточные итоги реализации Госпрограммы говорят о необходимости
комплексного подхода к решению существующих проблем. Достигнуть поставленных
целей возможно только путем объединения информационных, технологических и
инвестиционных ресурсов, постепенно ликвидируя пробелы на уровне
законодательства и нормативов. Работа в каком-то одном ключе не сможет
обеспечить требуемого результата. В связи с этим, очевидно, что весь комплекс
работ должен происходить с привлечением широкой общественности,
профессиональных сообществ как из целевой, так и из смежных отраслей, которые
тем или иным образом вовлечены в решение задач, установленных Госпрограммой.
Наше Партнерство рассматривает инициативу как один из существенных факторов
развития и модернизации энергетической отрасли, а потому уделяет отдельное
внимание вопросам энергоэффективности и принимает активное участие в ключевых
тематических мероприятиях».